Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка. рассказ чехова «хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера хрюкина» — дает начало развитию действия. главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — «в новой шинели», пострадавший — «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»). в рассказе «хамелеон» нет ничего случайного. каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. в этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего хрюкина. художественная деталь дает возможность наглядно представить того же очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее. эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. голос из толпы сообщает, что собака, «кажись», генеральская, и очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: «сними-ка, елдырин, с меня ужас, как жарко! »; «надень-ка, брат елдырин, на меня что-то ветром » деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники