Герой повести — акакий акакиевич башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». герой повести гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином) — и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. нет у башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». за человека его никто не считает. «молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского » ни одного слова не отвечал башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. всю жизнь акакий акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом. гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. даже имя героя несет это значение: акакий —- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя гоголь не дает прямой речи персонажа — только пересказ. акакий акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не башмачкину. интересное видение главного героя у известного исследователя б.м. эйхенбаума. он увидел в башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. и недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть — это подготовлено всей повестью, тут — вся ее суть, все ее целое. наряду с башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при николае i старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников. утрата шинели оказывается для акакия акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. ведь новой шинели башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. с потерей шинели акакий акакиевич потерял смысл жизни.