Одним из самых противоречивых героев повести является младший сын Тараса, Андрий. Он очень талантливый боец, получающий удовольствие от битвы, но у него нет той высокой цели, которая есть у его отца. Андрий не похож на казаков: он «Имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он влюблен, но не в Родину, а в прекрасную полячку, которая, как он думал, отвечала ему взаимностью; влюбился он еще до того, как поехал воевать в Запорожье. Андрию приходится делать выбор: с одной стороны, он должен защищать родную землю своим товарищам и семье; с другой – его ждет страстная любовь, о которой он мечтал, ведь прекрасная полячка даже снилась ему. Поэтому он делает фатальный выбор в пользу панночки, предав отца и Сечь. Эта измена, тем не менее, имеет под собой веские основания: герой боялся изменить себе, поэтому пошел против окружения и традиций, подавляющих его индивидуальность.
Измена родине начинается с потери национальной идентичности. Так было и с Андрием. Он переступает законы Запорожской Сечи, которым верны остальные казаки, и которые определяют их поведение. Основным законом можно считать утверждение, что Сечь – родная земля, дом, который нужно защищать любой ценой. Это же относится и к религии. Кроме того, казаки очень много смысла вкладывают в понятие «товарищество». Предать своих товарищей для них немыслимо. В одной из глав Тарас восклицает: «Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого, святого закона товарищества…». Поэтому воины, порой безрассудно, готовы напасть на врагов, чтобы освободить своих соратников. Андрий нарушает все эти законы, за что и расплачивается жизнью: отец убивает его, причем главный герой до последнего не понимает, как его сын мог предать семью и веру. Такова расплата за отступничество от Родины и ее традиций: изменник перестает быть товарищем и не может рассчитывать на прощение.
Измена родине начинается с потери национальной идентичности. Так было и с Андрием. Он переступает законы Запорожской Сечи, которым верны остальные казаки, и которые определяют их поведение. Основным законом можно считать утверждение, что Сечь – родная земля, дом, который нужно защищать любой ценой. Это же относится и к религии. Кроме того, казаки очень много смысла вкладывают в понятие «товарищество». Предать своих товарищей для них немыслимо. В одной из глав Тарас восклицает: «Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого, святого закона товарищества…». Поэтому воины, порой безрассудно, готовы напасть на врагов, чтобы освободить своих соратников. Андрий нарушает все эти законы, за что и расплачивается жизнью: отец убивает его, причем главный герой до последнего не понимает, как его сын мог предать семью и веру. Такова расплата за отступничество от Родины и ее традиций: изменник перестает быть товарищем и не может рассчитывать на прощение.