Каким настроением проникнуто стихотворение? О каком собы­ тии рассказывается в нём? 2. Какие ключевые слова можно выделить в тексте? Прочитайте их.
3. Используя материал рубрики «Из первых уст», объясните, по­ чему Рождественская звезда называется Вифлеемской.
••
4. Как изменяется образ звезды на протяжении стихотворения? Выберите из текста слова, которые характеризуют происходящие изменения.
5. Какова роль звезды в стихотворении?

► О, с какою силою, как проницательно чувствуют в дет­ стве, впервые!
Б. JI. Пастернак. Доктор Живаго Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей
любили и имели случай любить.
Б. JI. Пастернак. Охранная грамота 4

Прочитайте стихотворение Б. Л. Пастернака «Рождественская звез­ да». Почему оно так называется? О каком событии в нём рассказы­ вается?
Работаем со словом
Доха — шуба на меху и с верхом из меха.
Оглобля — одна из двух жердей, укреплённых концами на передней оси повозки и слу­ жащих для запряжки лошади.
Погост — здесь: сельское кладбище (в старину — рядом с церковью).
Плошка — небольшой со­ суд, похожий на блюдце или чашку с горючей жидкостью (салом или маслом) и фити­ лём, применявшийся в стари­ ну для освещения.
Рождественская звезда
В сокращении
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе На склоне холма.
Его согревало дыханье вола. Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями тёплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи И зёрнышек проса,
Смотрели с утёса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звёзд.
А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена
Средь целой вселенной, Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочёта
Спешили на зов небывалых огней. <...>
У камня толпилась орава народу. Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы, Пришли вознести Вам Обоим хвалы. — Всем вместе нельзя. Подождите
у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звёзды сметал
с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях
из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потёмках, немного
налево, От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву, Как гостья, смотрела звезда
Рождества.
Работаем со словом
Гумно — помещение, сарай для сжатого хлеба, крытая площадка для молотьбы.
Скирда — большой стог (обычно продолговатой формы) сена, соломы, необмолоченного хлеба для хранения под от­ крытым небом.
Вертеп (от ст.-слав. връ- тъпъ — пещера, ущелье, укромное место) — здесь: место рождения Младенца Иисуса.
Стог — большая, высокая и округлая или с прямыми сто­ ронами, заострённая вверху куча плотно уложенного сена, соломы или снопов.
Ясли — здесь: кормушка для домашних животных, в которую, согласно евангельско­ му рассказу, Богородица поло­ жила новорождённого Иисуса.

Содружество муз
► Храмовые росписи — одно из важнейших направлений творчества М. В. Нестерова (1862— 1942).
<...> Он посвятил этому де­
лу более двадцати лет своей
жизни. Приглашение худож­
ника в 1890 году участвовать
в росписи Владимирского со­
бора в Киеве открывало перед
ним возможность не только
решить интересную художе­
ственную задачу, но и сказать
своё слово в церковном искус­
стве, находившемся на рубе­
же XIX XX веков В глубо-
ком кризисе. Предполагалось,
что художник будет писать
образы русских святых по эскизам В. М. Васнецова на стол­ бах собора, однако последний сразу увидел в Нестерове не­ ординарную личность. Художник не только стал ближайшим Васнецова, но и получил возможность работать в соборе совершенно самостоятельно.

kriskuziya0708 kriskuziya0708    1   31.01.2022 03:24    79

Другие вопросы по теме Литература