История проста: вернувшись с фронта, капитан Иванов узнает,
что его жена Люба была ему неверна.
Он хочет уехать, но возвращается, спрыгнув с поезда,
когда видит из окна тамбура бегущих вслед за поездом детей.
Частный семейный конфликт Платонову удаётся возвести
в степень широчайшего обобщения,
драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию.
Ибо за семьей Ивановых (недаром у них такая самая типичная
русская фамилия) стоит война,
сотворившая столько горя миллионам семей России.
За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности
возвращения к новой, послевоенной жизни,
которая не может быть столь безоблачной,
какой она представлялась герою.
После отгремевших боёв нужно мужественно встретить
последствия войны, тяготы первых лет новой жизни.
Иванов к ним ещё не готов, и оттого так тяжело он
воспринимает первые испытания послевоенной жизни.
Вернувшись домой, Иванов оказался в обстановке,
которая за четыре года войны очень изменилась,
"он дышал настоявшимся родным запахом дома",
обнимал жену и чувствовал "тихую радость в сердце и
спокойное довольство".
Однако "странен и еще не совсем понятен был Иванову
родной дом".
Особенно удивляет его поведение сына, одиннадцатилетнего
Петра.
Этот "малорослый худощавый мальчуган" смотрит сумрачно
и недовольно, все время ворчит, как маленький старичок,
командует не только младшенькой сестренкой, но и матерью.
Дети у Платонова-существа чуткие, тонкие.
Одиннадцатилетний Петя очень хорошо чувствует,
что происходит между родителями.
Проснувшись ночью от их тревожных голосов,
Петрушка жалеет плачущую мать, которой было так
тяжело во время войны.
Он лучше, чем отец, знает об этом.
Невольное подслушивание Петей объяснения между
родителями не случайно.
Когда оскорбленный отец кричит: "Буди детей…
Я им расскажу, какая у них мать!… ", сын говорит:
"Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест,
а масло Настьке отдает. "
Именно Петрушка чувствует, что мать любит отца:
"Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал,
она тоже плачет".
Именно Петрушка, а не разгневанный отец понимает,
что у них дело есть, жить надо.
Мы понимаем, что нельзя после такой войны прожить
жизнь по облегчённому варианту, как вначале намеревался
Алексей Иванов, дрогнувший душой перед трудными
обстоятельствами мирной жизни: оказалось,
что нет над тобой командиров, берущих на себя весь
труд выбора, и нужно теперь за всё отвечать самому.
Встретившись со своей семьёй, рано повзрослевшим сыном
Петрушкой, на плечи которого лег груз ставших привычными
житейских забот, с исстрадавшейся и постаревшей от трудов
и забот женой Любой, прекрасной русской женщиной,
Иванов оробел: он ожидал, что всё будет легче,
проще и приятнее для него.
Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до
него святые признания жены, его не трогают её светлые слёзы.
Ему страшно - хотя он в этом и не признаётся -
взять на себя главный труд: самому строить жизнь свою
и своих близких.
Он уходит из семьи.
И подвергается последнему испытанию.
Объяснение:
История проста: вернувшись с фронта, капитан Иванов узнает,
что его жена Люба была ему неверна.
Он хочет уехать, но возвращается, спрыгнув с поезда,
когда видит из окна тамбура бегущих вслед за поездом детей.
Частный семейный конфликт Платонову удаётся возвести
в степень широчайшего обобщения,
драму двух любящих людей раскрыть как человеческую трагедию.
Ибо за семьей Ивановых (недаром у них такая самая типичная
русская фамилия) стоит война,
сотворившая столько горя миллионам семей России.
За драмой Алексея и Любы приоткрываются и трудности
возвращения к новой, послевоенной жизни,
которая не может быть столь безоблачной,
какой она представлялась герою.
После отгремевших боёв нужно мужественно встретить
последствия войны, тяготы первых лет новой жизни.
Иванов к ним ещё не готов, и оттого так тяжело он
воспринимает первые испытания послевоенной жизни.
Вернувшись домой, Иванов оказался в обстановке,
которая за четыре года войны очень изменилась,
"он дышал настоявшимся родным запахом дома",
обнимал жену и чувствовал "тихую радость в сердце и
спокойное довольство".
Однако "странен и еще не совсем понятен был Иванову
родной дом".
Особенно удивляет его поведение сына, одиннадцатилетнего
Петра.
Этот "малорослый худощавый мальчуган" смотрит сумрачно
и недовольно, все время ворчит, как маленький старичок,
командует не только младшенькой сестренкой, но и матерью.
Дети у Платонова-существа чуткие, тонкие.
Одиннадцатилетний Петя очень хорошо чувствует,
что происходит между родителями.
Проснувшись ночью от их тревожных голосов,
Петрушка жалеет плачущую мать, которой было так
тяжело во время войны.
Он лучше, чем отец, знает об этом.
Невольное подслушивание Петей объяснения между
родителями не случайно.
Когда оскорбленный отец кричит: "Буди детей…
Я им расскажу, какая у них мать!… ", сын говорит:
"Чего ты мать пугаешь? Она и так худая, картошку без масла ест,
а масло Настьке отдает. "
Именно Петрушка чувствует, что мать любит отца:
"Мать по тебе плакала, тебя ждала, а ты приехал,
она тоже плачет".
Именно Петрушка, а не разгневанный отец понимает,
что у них дело есть, жить надо.
Мы понимаем, что нельзя после такой войны прожить
жизнь по облегчённому варианту, как вначале намеревался
Алексей Иванов, дрогнувший душой перед трудными
обстоятельствами мирной жизни: оказалось,
что нет над тобой командиров, берущих на себя весь
труд выбора, и нужно теперь за всё отвечать самому.
Встретившись со своей семьёй, рано повзрослевшим сыном
Петрушкой, на плечи которого лег груз ставших привычными
житейских забот, с исстрадавшейся и постаревшей от трудов
и забот женой Любой, прекрасной русской женщиной,
Иванов оробел: он ожидал, что всё будет легче,
проще и приятнее для него.
Сквозь кору себялюбия, обиды, ревности не доходят до
него святые признания жены, его не трогают её светлые слёзы.
Ему страшно - хотя он в этом и не признаётся -
взять на себя главный труд: самому строить жизнь свою
и своих близких.
Он уходит из семьи.
И подвергается последнему испытанию.
Объяснение: