Какие образы создаются в стихотворении А. Блока "Россия" звукописью?
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первыя любви!
Тебя жалеть я не умею,
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну, что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Связность текста стихотворения "Россия"
подчеркивается с семантических повторов,
а именно: точными лексическими повторами
("Россия, нищая Россия…",
"Мне избы серые твои, Твои
мне песни ветровые…",
"Ну что ж!
Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней…",
"Лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…",
"Когда блеснет в дали дорожной…
Когда звенит тоской острожной…")
и корневыми повторами
(Пускай заманит и обманет…
И лишь забота затуманит…",
"И невозможное возможно…").
С одной стороны, повторы придают напевность
стихотворению, с другой - усиливают мотив трагизма.
Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне нищеты,
Блок использует звукопись,
благодаря которой читатель может окунуться в этот
"серенький" день российских будней,
услышать хлюпанье грязи под ногами,
скрип колёс и отдалённые звуки женского плача.
Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией
глухих согласных: Т (опять, золотые, три стёртых,
треплются - в первом;
обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии);
"ш" (не пропадёшь, не сгинешь, лишь).
В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных,
что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину,
надежду на светлое будущее.