Какие чувства и настроения вызывают у читателя стиха родина бунина. под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень. один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль, над этой снежною пустыней смягчает сумрачную даль.
В небольшом лирическом стихотворении «Родина» Иван Алексеевич Бунин создает картину меркнущего зимнего дня. Поэтическая миниатюра поэта напоминает живописную зарисовку. И. А. Бунин мастерски использует цветовые эпитеты, которые увидеть читателю изображаемую картину: небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, даль сумрачную, пустыню снежную. Изображаемые художественные образы наполнены полутонами, характерными для описания уходящего зимнего дня. В созданной поэтом лирической картине угадываются русские просторы, необъятность родимых ландшафтов:
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
В этом лирическом произведении И. А. Бунин использует различные художественные средства, позволяющие сделать изображенную поэтическую картину выразительней. Например, олицетворение «угрюмо меркнет зимний день» передает спокойную негу, разлитую в природе зимним вечером. Туман ассоциируется в восприятии лирического героя с кроткой печалью:
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль…
Такое сравнение создает грустное настроение. Поэт одновременно и упоен открывшейся картиной, и грустит об уходящем дне. Стихотворение настраивает читателя не только на скрытое созерцание природы и упоение художественными образами, но и на различные мысли: о смысле жизни, безвозвратно уходящем времени.
Таким образом, благодаря небольшому поэтическому произведению И. А. Бунина «Родина» у читателя появляется возможность заглянуть к себе в душу, в свой внутренний мир.
2.Часто литературные произведения сравнивают с произведениями живописи. Впечатление, которое передает поэт, может быть подобно картине. Так, в стихотворении И. А. Бунина «Родина» небо над головой поэта «мертвенно-свинцово» , тяжелое, давящее, серое, какое-то безысходное. Приближается вечер, но это приближение зимой начинается довольно рано. Может быть, именно эта преждевременность заставляет день уходить «угрюмо» , и даже не уходить, а меркнуть, постепенно, нехотя сдавать свои позиции.
Скорее всего, поэт либо в дороге, либо в загородном имении: единственное, что он видит, – это леса, которые или пробегают перед ним, или он знает о том, что между его домом и соседними деревнями, городами – необъятные русские леса. Лесам «нет конца» , а до деревень «далеко» . Как просто сказано, но как много передано.
Россия огромна, она не ограничивается большими и малыми городами. Прежде всего, это русские деревни и необъятные просторы лесов, полей и дорог. Перед нами раскрывается картина деревенской Руси, русских просторов. И не только вширь раздвигается пространство, описываемое в стихотворении, но и ввысь: сосны, темные, высоченные, встают стеной перед нашим мысленным взором, как в русских народных сказках они вставали между героями и их преследователями.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
Лес совсем не дает ощущения пустыни, но однообразие пейзажа может быть с нею сравнимо. Серость пейзажа: темное небо, белый снег, черные силуэты сосен – смягчается бело-синим туманом, который поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью. Создается ощущение, что кто-то осторожно укутывает землю теплым, душным, мягким покрывалом. Туман даже не бело-синий, а молочно-синий, напоминающий сказочные молочные реки, текущие в кисельных берегах мечты, сна.
Картина, описанная в стихотворении, невеселая, хмурая, неяркая, но своими полутонами она дает нам возможность раскрасить ее по-своему, в соответствии с нашей фантазией, со своими зимними впечатлениями. Родина здесь – леса, небо, туман, даль… сказка.