Веселым пирком, да за свадебку!Свадебный обряд – поистине уникальное явление в культуре кыргызского народа. Свадьба и связанные с ней события, являются самой красочной частью в комплексе обрядов. Когда говорят о традициях национальной свадьбы, конечно, в первую очередь, имеют в виду захватывающие ритуалы выплаты калыма или сватовства, однако в этой церемонии немало и других интересных моментов, о которых мы вам попробуем рассказать.Сегодня, конечно, не все ритуалы соблюдаются неукоснительно, но все же основные моменты обязательны на любом торжестве.Самое интересное, что сватать детей у киргизов разрешено даже до их рождения. Такая форма сватовства называется «бел куда» и распространена она у закадычных друзей, мечтающих о кровных узах «сөөктешуу». Для скрепления уговора, выполнялся следующий обряд: будущие родственники прикасались к стреле лука зубами, а затем делали небольшие надрезы на безымянных пальцах и высасывали немного крови другу друга. После выполнения ритуала друзья считались кровными братьми и даже если не получалось поженить детей, их отношения переходили в разряд родственных.Можно так же сосватать младенцев. Если дитя еще лежит в колыбели, то такое сватовство называется «бешик куда». В ушко просватанной маленькой невесты вставлялись серебряные сережки «сойко салуу» и родители детей с полнымправом могли именовать себя родственниками.Кыргизы в большинстве своем исповедуют ислам, но в отличие от других мусульманских народов, чьи молодожены нередко знакомятся на свадьбе, в Кыргызии жених и невеста не только могут, но и должны встречаться до свадьбы.Эта традиция называлась «зятеванием», или знакомством с будущим зятем. Задолго до свадьбы молодой человек должен был поставить юрту за околицей деревни, что бы невеста могла приходить туда с подругами и постепенно знакомиться с будущим мужем. Обычно на такие встречи собиралась шумная компания молодежи, затевались игры и развлечения.Перед отъездом в дом жениха, невеста по традиции обходила всех родственников и прощалась с ними, для подруг же собирался девичник. В день отъезда молодых, для собравшихся устраивался большой праздник - «кыз узатуу» - проводы невесты, который сопровождался обильным застольем, разнообразными играми и гуляньями, нередко к нему приурочивались конные состязания.Конечно, невесту не отпускали без выкупа - «калын», который предполагал наличие большого количества скота, пригоняемого женихом в дом к невесте.Затем девушке расплетали девичьи косы и заплетали женские, с этого момента она считалась для родителей навсегда потерянной, и полностью принадлежала мужу и его семье.По прибытию в семью жениха, невесте надевали на голову белый тюрбан, а на ее поведение накладывали ряд запретов:- сидеть спиной к родственникам мужа;- сидя протягивать ноги;- громко говорить и называть родню мужа по имени, теперь они для молодой жены только «тергөө»;- специально попадаться на глаза старшим в семье мужа.Эти установки давались на всю жизнь. Интересно, что уже будучи уже совсем пожилой, являясь главой рода, женщина и тогда не смела называть родственников мужа по имени, как дань уважения их светлой памяти.
В день отъезда молодых, для собравшихся устраивался большой праздник - «кыз узатуу» - проводы невесты, который сопровождался обильным застольем, разнообразными играми и гуляньями, нередко к нему приурочивались конные состязания.Конечно, невесту не отпускали без выкупа - «калын», который предполагал наличие большого количества скота, пригоняемого женихом в дом к невесте.Затем девушке расплетали девичьи косы и заплетали женские, с этого момента она считалась для родителей навсегда потерянной, и полностью принадлежала мужу и его семье.По прибытию в семью жениха, невесте надевали на голову белый тюрбан, а на ее поведение накладывали ряд запретов:- сидеть спиной к родственникам мужа;- сидя протягивать ноги;- громко говорить и называть родню мужа по имени, теперь они для молодой жены только «тергөө»;- специально попадаться на глаза старшим в семье мужа.Эти установки давались на всю жизнь. Интересно, что уже будучи уже совсем пожилой, являясь главой рода, женщина и тогда не смела называть родственников мужа по имени, как дань уважения их светлой памяти.