Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека. Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» было написано 22 августа 1857 года по дороге в Москву из своего родового имения Овстуг. Перед нами удивительно красивая пейзажная зарисовка, в которой изображение природы и мысль о природе соединены воедино. Композиция стихотворения проста, оно состоит из трех строф. В первой — картина начала осени. Тютчевым уловлена зыбкая грань перехода от одного времени года к другому, когда «весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...». Замечательный эпитет «день хрустальный» стоит в конце самой длинной, третьей строки, на него падает интонационное ударение, благодаря чему создается необычная, эмоциональная картина «осени первоначальной». Во второй строфе мы чувствуем легкую грусть лирического героя: Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде... а затем идут две строки, поражающие художническим видением поэта: «Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде». И в завершающей части — создается картина настоящей осени, но эта картина умиротворяющая: И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле. Тютчев дорожит каждой минутой жизни природы, ведь природа у поэта — символ вечности и бесконечности.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» было написано 22 августа 1857 года по дороге в Москву из своего родового имения Овстуг. Перед нами удивительно красивая пейзажная зарисовка, в которой изображение природы и мысль о природе соединены воедино.
Композиция стихотворения проста, оно состоит из трех строф. В первой — картина начала осени. Тютчевым уловлена зыбкая грань перехода от одного времени года к другому, когда «весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...». Замечательный эпитет «день хрустальный» стоит в конце самой длинной, третьей строки, на него падает интонационное ударение, благодаря чему создается необычная, эмоциональная картина «осени первоначальной».
Во второй строфе мы чувствуем легкую грусть лирического героя:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде...
а затем идут две строки, поражающие художническим видением поэта: «Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».
И в завершающей части — создается картина настоящей осени, но эта картина умиротворяющая:
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Тютчев дорожит каждой минутой жизни природы, ведь природа у поэта — символ вечности и бесконечности.