...Как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен... Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.
— Ну, что ж теперь мы будем делать? — сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
— Что, сынку тебе твои ляхи? Андрий был безответен.
— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
1. Какая деталь указывает, что Андрий не раскаивается в предательстве?
2. Какие сравнения подчеркивают ничтожность Андрия перед отцом?
3. Какая деталь указывает на то, что Андрий понимает всю тяжесть своего преступления?
4. Какой эпитет подчеркивает страх Андрия перед отцом?
5. Каково авторское отношение к смерти Андрия?
6. Какие сравнения сближают описание смерти Андрия с фольклорной поэтикой?
7. Вспомните, с кем сравнивает Андрия сам Тарас Бульба?
8. Найдите в отрывке фразеологизм.
9. Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях «бешеный порыв», «бессильная ярость по „Тарасу Бульбе” Гоголя.