трагическое и комическое в сказе н. с. лескова «левша»
для меня лесков н. с. всегда был особенным художником: в его творчестве ни лишних слов, ни пространных рассуждений автора. его проза - это картины, почти как фотографии, но чуть-чуть приукрашенные, для того чтобы не было так грустно смотреть на действительность.
на первом, по-моему, месте среди всех его произведений стоит “левша”. этот сказ обладает удивительными свойствами: он по содержанию совсем невесел, но в памяти сохраняются светлые впечатления, к тому же этот сказ удивительно похож на нашу жизнь (как и другие рассказы и повести автора) .
по-моему, “левша” получился столь народным не без влияния того старого оружейника из сестрорецка, о котором лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.
в этом сказе лесков описывает случай, который произошел с тульским мастером левшой, рассказывает о том, как левша встретился с государем, побывал за границей, где не поддался на уговоры остаться, и о трагической смерти тульского мастера.
первое, что сразу же удивило меня, когда я открыл эту книгу, так это убеждение царя, что “мы, , со своим значением никуда не годимся”. государь удивляется заморским новшествам, восторгается мастерством умельцев, при этом не вспоминая о таланте своих соотечественников.
взять хотя бы случай с пистолетом, которым так восхищался александр павлович. платов тут же выхватил оружейную отвертку, открыл замок на пистолете и показал государю собачку, где “на самом сгибе” сделана надпись: “иван москвин во граде туле”. на что государь ему с грустью и говорит: “зачем ты их сконфузил, мне их теперь жалко”.
ясно видны на примере императора, платова, типичного сказочного воеводы, насколько же далека власть от своего народа, насколько зависим народ-труженик от власть предержащих.
критическое отношение лескова к представителям власти во многом определяет проблематику рассказа. именно в изображении александра, николая, платова лесковская ирония становится наиболее очевидной. попытка платова убедить александра в превосходстве оружия “огорчила императора”, а напоминание об особом сахаре бобринского завода и вовсе расстроило государя (“, не порть мне политики”, — просит он платова) .
сам образ левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой. по-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны.
на долю левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном — о военном секрете, незнание которого гибельно для армии. лесков показывает трагический парадокс жизни. простой тульский мастер левша в большей степени проблемой военной мощи россии, чем военный министр граф чернышев или сам император.
что касается оформления, то в “левше” оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. комизм достигается игре слов, своеобразной речи героев. лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, “мерблюзьи” (верблюжьи) , “студинг” (от пудинг и студень) , аболон полведерский, граф кисельвроде и т. д.
комичны и , живущие возле “твердиземного моря”, одетые “в тужурные жилеты” и обутые “в толстые щиглеты с железными ”. неестественно и тоскливо их веселье: “придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно”.
трагическое и комическое в сказе н. с. лескова «левша»
для меня лесков н. с. всегда был особенным художником: в его творчестве ни лишних слов, ни пространных рассуждений автора. его проза - это картины, почти как фотографии, но чуть-чуть приукрашенные, для того чтобы не было так грустно смотреть на действительность.
на первом, по-моему, месте среди всех его произведений стоит “левша”. этот сказ обладает удивительными свойствами: он по содержанию совсем невесел, но в памяти сохраняются светлые впечатления, к тому же этот сказ удивительно похож на нашу жизнь (как и другие рассказы и повести автора) .
по-моему, “левша” получился столь народным не без влияния того старого оружейника из сестрорецка, о котором лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.
в этом сказе лесков описывает случай, который произошел с тульским мастером левшой, рассказывает о том, как левша встретился с государем, побывал за границей, где не поддался на уговоры остаться, и о трагической смерти тульского мастера.
первое, что сразу же удивило меня, когда я открыл эту книгу, так это убеждение царя, что “мы, , со своим значением никуда не годимся”. государь удивляется заморским новшествам, восторгается мастерством умельцев, при этом не вспоминая о таланте своих соотечественников.
взять хотя бы случай с пистолетом, которым так восхищался александр павлович. платов тут же выхватил оружейную отвертку, открыл замок на пистолете и показал государю собачку, где “на самом сгибе” сделана надпись: “иван москвин во граде туле”. на что государь ему с грустью и говорит: “зачем ты их сконфузил, мне их теперь жалко”.
ясно видны на примере императора, платова, типичного сказочного воеводы, насколько же далека власть от своего народа, насколько зависим народ-труженик от власть предержащих.
критическое отношение лескова к представителям власти во многом определяет проблематику рассказа. именно в изображении александра, николая, платова лесковская ирония становится наиболее очевидной. попытка платова убедить александра в превосходстве оружия “огорчила императора”, а напоминание об особом сахаре бобринского завода и вовсе расстроило государя (“, не порть мне политики”, — просит он платова) .
сам образ левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой. по-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны.
на долю левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном — о военном секрете, незнание которого гибельно для армии. лесков показывает трагический парадокс жизни. простой тульский мастер левша в большей степени проблемой военной мощи россии, чем военный министр граф чернышев или сам император.
что касается оформления, то в “левше” оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. комизм достигается игре слов, своеобразной речи героев. лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, “мерблюзьи” (верблюжьи) , “студинг” (от пудинг и студень) , аболон полведерский, граф кисельвроде и т. д.
комичны и , живущие возле “твердиземного моря”, одетые “в тужурные жилеты” и обутые “в толстые щиглеты с железными ”. неестественно и тоскливо их веселье: “придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно”.
трагическое и комическое в сказе н. с. лескова «левша»
для меня лесков н. с. всегда был особенным художником: в его творчестве ни лишних слов, ни пространных рассуждений автора. его проза - это картины, почти как фотографии, но чуть-чуть приукрашенные, для того чтобы не было так грустно смотреть на действительность.
на первом, по-моему, месте среди всех его произведений стоит “левша”. этот сказ обладает удивительными свойствами: он по содержанию совсем невесел, но в памяти сохраняются светлые впечатления, к тому же этот сказ удивительно похож на нашу жизнь (как и другие рассказы и повести автора) .
по-моему, “левша” получился столь народным не без влияния того старого оружейника из сестрорецка, о котором лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.
в этом сказе лесков описывает случай, который произошел с тульским мастером левшой, рассказывает о том, как левша встретился с государем, побывал за границей, где не поддался на уговоры остаться, и о трагической смерти тульского мастера.
первое, что сразу же удивило меня, когда я открыл эту книгу, так это убеждение царя, что “мы, , со своим значением никуда не годимся”. государь удивляется заморским новшествам, восторгается мастерством умельцев, при этом не вспоминая о таланте своих соотечественников.
взять хотя бы случай с пистолетом, которым так восхищался александр павлович. платов тут же выхватил оружейную отвертку, открыл замок на пистолете и показал государю собачку, где “на самом сгибе” сделана надпись: “иван москвин во граде туле”. на что государь ему с грустью и говорит: “зачем ты их сконфузил, мне их теперь жалко”.
ясно видны на примере императора, платова, типичного сказочного воеводы, насколько же далека власть от своего народа, насколько зависим народ-труженик от власть предержащих.
критическое отношение лескова к представителям власти во многом определяет проблематику рассказа. именно в изображении александра, николая, платова лесковская ирония становится наиболее очевидной. попытка платова убедить александра в превосходстве оружия “огорчила императора”, а напоминание об особом сахаре бобринского завода и вовсе расстроило государя (“, не порть мне политики”, — просит он платова) .
сам образ левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой. по-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны.
на долю левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном — о военном секрете, незнание которого гибельно для армии. лесков показывает трагический парадокс жизни. простой тульский мастер левша в большей степени проблемой военной мощи россии, чем военный министр граф чернышев или сам император.
что касается оформления, то в “левше” оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. комизм достигается игре слов, своеобразной речи героев. лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, “мерблюзьи” (верблюжьи) , “студинг” (от пудинг и студень) , аболон полведерский, граф кисельвроде и т. д.
комичны и , живущие возле “твердиземного моря”, одетые “в тужурные жилеты” и обутые “в толстые щиглеты с железными ”. неестественно и тоскливо их веселье: “придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно”.
трагическое и комическое в сказе н. с. лескова «левша»
для меня лесков н. с. всегда был особенным художником: в его творчестве ни лишних слов, ни пространных рассуждений автора. его проза - это картины, почти как фотографии, но чуть-чуть приукрашенные, для того чтобы не было так грустно смотреть на действительность.
на первом, по-моему, месте среди всех его произведений стоит “левша”. этот сказ обладает удивительными свойствами: он по содержанию совсем невесел, но в памяти сохраняются светлые впечатления, к тому же этот сказ удивительно похож на нашу жизнь (как и другие рассказы и повести автора) .
по-моему, “левша” получился столь народным не без влияния того старого оружейника из сестрорецка, о котором лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.
в этом сказе лесков описывает случай, который произошел с тульским мастером левшой, рассказывает о том, как левша встретился с государем, побывал за границей, где не поддался на уговоры остаться, и о трагической смерти тульского мастера.
первое, что сразу же удивило меня, когда я открыл эту книгу, так это убеждение царя, что “мы, , со своим значением никуда не годимся”. государь удивляется заморским новшествам, восторгается мастерством умельцев, при этом не вспоминая о таланте своих соотечественников.
взять хотя бы случай с пистолетом, которым так восхищался александр павлович. платов тут же выхватил оружейную отвертку, открыл замок на пистолете и показал государю собачку, где “на самом сгибе” сделана надпись: “иван москвин во граде туле”. на что государь ему с грустью и говорит: “зачем ты их сконфузил, мне их теперь жалко”.
ясно видны на примере императора, платова, типичного сказочного воеводы, насколько же далека власть от своего народа, насколько зависим народ-труженик от власть предержащих.
критическое отношение лескова к представителям власти во многом определяет проблематику рассказа. именно в изображении александра, николая, платова лесковская ирония становится наиболее очевидной. попытка платова убедить александра в превосходстве оружия “огорчила императора”, а напоминание об особом сахаре бобринского завода и вовсе расстроило государя (“, не порть мне политики”, — просит он платова) .
сам образ левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой. по-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны.
на долю левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном — о военном секрете, незнание которого гибельно для армии. лесков показывает трагический парадокс жизни. простой тульский мастер левша в большей степени проблемой военной мощи россии, чем военный министр граф чернышев или сам император.
что касается оформления, то в “левше” оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. комизм достигается игре слов, своеобразной речи героев. лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, “мерблюзьи” (верблюжьи) , “студинг” (от пудинг и студень) , аболон полведерский, граф кисельвроде и т. д.
комичны и , живущие возле “твердиземного моря”, одетые “в тужурные жилеты” и обутые “в толстые щиглеты с железными ”. неестественно и тоскливо их веселье: “придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно”.