Как роман о пилате и иешуа связывает жизни отдельных героев с существования всего человечества? какие нравственные проблемы в романе "мастер и маргарита" звучат особенно остро?

Vampir181 Vampir181    1   21.08.2019 21:20    2

Ответы
Olga20004666 Olga20004666  05.10.2020 10:06

Тема нравственного выбора поднимается М.А.Булгаковым во многих его произведениях, однако особенно остро она стоит в романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1940 году. Примечательно то, как много раз роман переписывался и перепечатывался под разными названиями: «Черный маг», «Копыто инженера», «Сатана» и так далее.  Автор пытался, как можно более точно передать замысел романа и его мистическую связь с Библейскими сюжетами (например, названия «Евангелие от дьявола» и «Кабала Святош»). Однако лишь в 1940 году Булгаков окончательно меняет заглавие, и роман получает название «Мастер и Маргарита».

Тема нравственного выбора является ключевой в романе. Каждый из героев произведения в определенный момент своей жизни должен на что-то решиться: сделать выбор между добром и злом. Однако сделать это не так-то просто, ведь Булгаков полностью переворачивает наши представления о хорошем  и плохом. Так, например Воланд , оставаясь оппонентом Иешуа, предстает перед нами не ужасающим Сатаной, а, скорее, играет роль чудесного из волшебной сказки или благородного мстителя из народной легенды.

Итак, каждый персонаж романа делает тот или иной выбор, И первым сложным выбором в  романе является принятие Понтием Пилатом решения о казни Иешуа Га-Ноцри.

Понтий Пилат противоречив: в нем одновременно уживаются два человека. С одной стороны, обыкновенный человек, сочувствующий Иешуа, осознающий несправедливость вынесенного приговора. «Лысеющий» Понтий Пилат, терзаемый «страшными, злыми» головными болями, противопоставлен другому Пилату – государственному чиновнику, который должен неукоснительно соблюдать законы римского государства.

Душевные муки прокуратора осложняются тем, что он противопоставлен людям, окружающим его. М.Булгаков показывает это с лексического повтора, постоянно встречающегося на страницах романа: «ненавистный ему Ершалаим».

Понтий Пилат действует в интересах римской власти, он боится за свою жизнь, боится за власть, карьеру, он труслив, несвободен в своем выборе, но при этом в его руках судьбы других людей. Страх и трусость заставляют его идти против совести, подавить в себе добрые начинания. Именно поэтому внутренняя борьба Пилата завершилась победой прокуратора. Власть и занимаемая должность – гораздо более ценные вещи для «игемона», нежели справедливость, совесть, человеческая жизнь.

Роман о Понтии Пилате – это творение Мастера, которому в реальной жизни тоже приходится выбирать. Ощущая внутреннюю свободу, Мастер начинает работать над своим произведением, однако роман не был принят в мире литературы. Творение Мастера не было представлено к печати. Редакторы, критики, члены редакционной комиссии – все, кто его читали, обрушиваются на Мастера, пишут в газетах разгромные статьи. Так Булгаков подчеркивает, что в мире искусства готовы живое и талантливое погубить ради бездарности, при выгоды.

Свободу Мастера со временем подавляет страх. «Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания», - говорит герой. Страх заставляет Мастера сжечь роман, подчиниться обстоятельствам: «…я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Мастер отступает, не борется за свое детище до конца. Он даже от Маргариты готов отказаться – не подает ей весточку из «дома скорби».

Перед серьезным нравственным выбором Булгаков ставит также и Маргариту. Но между любовью и долгом Маргарита выбирает любовь. Она говорит Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Все-таки героиня решается на откровенный разговор с нелюбимым мужем, оставив погружающегося в безумие страха Мастера лишь на одну ночь. Ненависть к гонителям возлюбленного, желание им отомстить – вот что потом поселяется в душе Маргариты. Несмотря ни на что, не исчезает и милосердие. Героиня, став «ведьмой», громит квартиру критика Латунского, особенно резко высказывающегося о романе Мастера, но тут же успокаивает проснувшегося в соседней квартире малыша. Единственное, о чем мечтает несчастная женщина, - вернуть Мастера. Но в первую очередь Маргарита просит пощады для Фриды. За терпение, любовь, милосердие, а именно эти добродетели составляют нравственную суть героини, - Маргарита была щедро награждена силами зла.

Итак, в ситуацию выбора М.А.Булгаков ставит многих героев. Что предпочесть – верность или предательство, порядочность или подлость, жестокость или милосердие? Всегда ли этот выбор правильный? Кто-то руководствуется совестью, справедливостью, ответственностью, кто-то, наоборот – трусостью, желанием угодить. Чтобы не ошибиться на распутье, нужны мужество, ум, жизненный опыт, ведь очень часто от решения нравственной проблемы зависят судьбы людей. Как и всего мира, окружающего их.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература