Мир природы, в котором живет девушка со своей бабушкой, лишен пороков, он так далек от цивилизации. На образе природы Куприн противопоставляет два противоположных мира: естественный, в котором обитают отшельницы, и социум, в котором на первом месте стоят материальные ценности.
Куприн в своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественного человека» , имеющей давнюю традицию в русской литературе.
Героини, выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, - это духовно независимые, внутренне свободные личности. Они к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой. Встреча с представителем светского общества или, как в «Олесе» , городской интеллигенции - разрушает их жизнь.
У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только «городскому» человеку - Ивану Тимофеевичу, но и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания. Мануйлиху - старую бабку Олеси - выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: «...а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят...» . Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с «колдуньей» - оп ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынском губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его. Ничего необычного нет и в обстановке ее дома. Однако и живые скворцы па печке, и отсутствие в избе «обычных» украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) - этих наивных знаков принадлежности к «цивилизации» - важные летали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры. Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе. Вначале Иван Тимофеевич слышит ее «свежий, звонкий и чистый» голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: «Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались.. . посмотри, какие смешные.. . Голодные совсем» . В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере. Олеся «держалась легко и стройно- Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь» , особая прелесть ее лица заключалась в «большие блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности» .
Олеся наделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться па ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх. С точки зрения Ивана Тимофеевича Олеси объясняются тем, что ей «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания» , которые, опередив науку, живут в народе, «передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение» .
Каким бы пи был источник Олесиного «чародейства» , она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией - качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие. Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, «предсказать судьбу» , которая его ожидает. С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты «чистого, полного, всепоглощающего восторга» . Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, «колдуньи» , испытание - пойти в церковь. Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий. Но этого не происходит. Озверевшая толпа избивает девушку, и Олеся навсегда исчезает из его жизни, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус - память о ее «нежной, велико - душной любви». Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и не слышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связанная с природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, и мудрость души.
Мир природы, в котором живет девушка со своей бабушкой, лишен пороков, он так далек от цивилизации. На образе природы Куприн противопоставляет два противоположных мира: естественный, в котором обитают отшельницы, и социум, в котором на первом месте стоят материальные ценности.
Если ты это имел ввиду
Куприн в своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественного человека» , имеющей давнюю традицию в русской литературе.
Героини, выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, - это духовно независимые, внутренне свободные личности. Они к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой. Встреча с представителем светского общества или, как в «Олесе» , городской интеллигенции - разрушает их жизнь.
У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только «городскому» человеку - Ивану Тимофеевичу, но и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания. Мануйлиху - старую бабку Олеси - выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: «...а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят...» . Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с «колдуньей» - оп ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынском губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его. Ничего необычного нет и в обстановке ее дома. Однако и живые скворцы па печке, и отсутствие в избе «обычных» украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) - этих наивных знаков принадлежности к «цивилизации» - важные летали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры. Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе. Вначале Иван Тимофеевич слышит ее «свежий, звонкий и чистый» голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: «Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались.. . посмотри, какие смешные.. . Голодные совсем» . В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере. Олеся «держалась легко и стройно- Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь» , особая прелесть ее лица заключалась в «большие блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности» .
Олеся наделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться па ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх. С точки зрения Ивана Тимофеевича Олеси объясняются тем, что ей «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания» , которые, опередив науку, живут в народе, «передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение» .
Каким бы пи был источник Олесиного «чародейства» , она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией - качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие. Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, «предсказать судьбу» , которая его ожидает. С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты «чистого, полного, всепоглощающего восторга» . Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, «колдуньи» , испытание - пойти в церковь. Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий. Но этого не происходит. Озверевшая толпа избивает девушку, и Олеся навсегда исчезает из его жизни, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус - память о ее «нежной, велико - душной любви». Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и не слышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связанная с природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, и мудрость души.
Объяснение: