Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился в семье сельского головы. В раннем детстве он лишился родителей и был вынужден работать в трактире, бакалейной лавке, сопровождать обозы с товаром. Он много видел «черной» стороны жизни, однако не развратился, храня в себе стремление к духовной жизни. В 1861 г. по совету своей сестры-монахини Иван пришел в Оптину пустынь и прп. Амвросий благословил его остаться в монастыре. После мирской жизни Иван принял тишину и покой святой обители как бесценный Божий дар. Вскоре он был принят в келейники к старцу Амвросию. В 1872 г. состоялось его пострижение в мантию, в 1877 г. о. Иосиф был посвящен в иеродиакона, в 1884 г. — в иеромонаха. Старец Амвросий стал советовать посетителям обращаться к своему старшему келейнику. Отъезжая в Шамордино. прп. Амвросий благословил о. Иосифа на духовничество в Оптиной. На протяжении двенадцати лет прп. Иосиф был начальником Оптинского скита, духовником оптинской братии и шамординских сестер, окормлял насельников других монастырей и множество мирян. По словам знавших старца, «великое смирение и благодатный свет внутренней молитвы привлекали к нему сердца людей».
Указание пути ко
1. Не осуждайте никого, всех прощайте, считайте себя худшими всех на свете и будете.
2. Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.
3. Если за нас будут молиться все святые, а мы не будем принуждать себя своим свободным произволением исправлять свои недостатки и не перестанем продолжать свои грехопадения, то и молитвы святых будут для нас бесполезны...
4. Каждый день утром говори себе: «Быть может, этот день — последний моей жизни. Потерплю же я из любви ко Господу Иисусу Христу, хотя ныне какая бы ни была скорбь, и прощу каждому оскорбившему меня обиду. Да негли воспомянет и меня многогрешного Господь и помилует, и по неложному своему обещанию».
5. Многие... взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо вечно слово: отпустите мало, отпустится вам много*.
* Ср.: Лк. 7:47.
6. Чтением, внимательным чтением святоотеческого писания учись пути иначе — умудряйся во
7. Привыкай за все Бога благодарить и будешь
8. Осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они постись, хоть раздавай деньги, если они не исправятся, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам навеки мучиться без конца.
9. Слава Богу, что познаешь свои недостатки. Это есть начало здравия души.
10. Между страхом и надеждой должно быть наше для того, чтобы не вознерадеть, но страхом наказания пробуждать свое нерадение.
11. Паче всех деланий душевных старайся о стяжании сердца сокрушенна о своих грехах. Это заменяет все делания и восполняет недостатки в них.
12. Никто до самой смерти не должен отчаиваться своего а потому необходимо себя всегда понуждать на исправление, и сколько бы раз ни пришлось впасть в грех, столько же раз надо спешить и встать покаянием.
13. Воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели.
14. Не ищи своего пути к Царствию Небесному, а иди тем узким путем, по которому тебя ведет Господь.
15. Одно безропотное терпение и покорение участи нас, слабых, а если и это последнее средство отвергнем, то не а погибель наследуем.
16. Кто здесь только скорбел, болел и страдал, тот только будет удостоен вечной радости и покоя.
17. Смирение и без добрых дел
18. Проливай пот и кровь Царствия ради Божия, которое даром никто не получает.
Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился в семье сельского головы. В раннем детстве он лишился родителей и был вынужден работать в трактире, бакалейной лавке, сопровождать обозы с товаром. Он много видел «черной» стороны жизни, однако не развратился, храня в себе стремление к духовной жизни. В 1861 г. по совету своей сестры-монахини Иван пришел в Оптину пустынь и прп. Амвросий благословил его остаться в монастыре. После мирской жизни Иван принял тишину и покой святой обители как бесценный Божий дар. Вскоре он был принят в келейники к старцу Амвросию. В 1872 г. состоялось его пострижение в мантию, в 1877 г. о. Иосиф был посвящен в иеродиакона, в 1884 г. — в иеромонаха. Старец Амвросий стал советовать посетителям обращаться к своему старшему келейнику. Отъезжая в Шамордино. прп. Амвросий благословил о. Иосифа на духовничество в Оптиной. На протяжении двенадцати лет прп. Иосиф был начальником Оптинского скита, духовником оптинской братии и шамординских сестер, окормлял насельников других монастырей и множество мирян. По словам знавших старца, «великое смирение и благодатный свет внутренней молитвы привлекали к нему сердца людей».
Указание пути ко1. Не осуждайте никого, всех прощайте, считайте себя худшими всех на свете и будете.
2. Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.
3. Если за нас будут молиться все святые, а мы не будем принуждать себя своим свободным произволением исправлять свои недостатки и не перестанем продолжать свои грехопадения, то и молитвы святых будут для нас бесполезны...
4. Каждый день утром говори себе: «Быть может, этот день — последний моей жизни. Потерплю же я из любви ко Господу Иисусу Христу, хотя ныне какая бы ни была скорбь, и прощу каждому оскорбившему меня обиду. Да негли воспомянет и меня многогрешного Господь и помилует, и по неложному своему обещанию».
5. Многие... взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо вечно слово: отпустите мало, отпустится вам много*.
* Ср.: Лк. 7:47.
6. Чтением, внимательным чтением святоотеческого писания учись пути иначе — умудряйся во
7. Привыкай за все Бога благодарить и будешь
8. Осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они постись, хоть раздавай деньги, если они не исправятся, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам навеки мучиться без конца.
9. Слава Богу, что познаешь свои недостатки. Это есть начало здравия души.
10. Между страхом и надеждой должно быть наше для того, чтобы не вознерадеть, но страхом наказания пробуждать свое нерадение.
11. Паче всех деланий душевных старайся о стяжании сердца сокрушенна о своих грехах. Это заменяет все делания и восполняет недостатки в них.
12. Никто до самой смерти не должен отчаиваться своего а потому необходимо себя всегда понуждать на исправление, и сколько бы раз ни пришлось впасть в грех, столько же раз надо спешить и встать покаянием.
13. Воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние всякой иной добродетели.
14. Не ищи своего пути к Царствию Небесному, а иди тем узким путем, по которому тебя ведет Господь.
15. Одно безропотное терпение и покорение участи нас, слабых, а если и это последнее средство отвергнем, то не а погибель наследуем.
16. Кто здесь только скорбел, болел и страдал, тот только будет удостоен вечной радости и покоя.
17. Смирение и без добрых дел
18. Проливай пот и кровь Царствия ради Божия, которое даром никто не получает.