События происходят в губернском городе С.
Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит
с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" во всем
городе, по мнению местных жителей. Но, постепенно узнавая
членов этой семьи, понимаешь, как они, в сущности, бездарны
и скучны.
Весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит
"на своем необыкновенном языке, давно уже вошедшем у него в
привычку: "большинский, недурственно, покорчило вас благодарю... ".
Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые
изображают то, чего нет и не может быть в действительности.
Одна выразительная деталь понять цену этих писаний:
"Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять
молчали и слушали “Лучинушку”, которую пел хор, и эта песня
передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни".
Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна (Котик), собирается стать
пианисткой, однако ее "исполнительская манера" не
свидетельствует о наличии у нее таланта и изображается автором
с явной иронией: "ударила по клавишам", "ударила изо всей силы",
"упрямо ударяла все по одному месту".
Словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой и
бессмысленной работе, цель которой "вбить клавиши внутрь рояля".
У Екатерины Ивановны уже была составлена программа жизни
(по книгам и вследствие незнания реальной жизни) .
Она отвергает Старцева потому, что он не вписывается в ее программу.
По программе она стремится к некой высшей благородной цели,
а вовсе не к тому, чтобы стать женой обыкновенного, невыдающегося
человека, да еще с таким смешным отчеством:
"Сделаться женой - нет Человек должен стремится
к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки".
Пока жизнь не докажет Котику иллюзорность этой ее программы,
убедить ее невозможно.
Необычно в этом рассказе двойное имя героини: Екатерину
Ивановну родители зовут "Котик", причем это второе имя
закрепляется как основное и даже единственное.
Само параллельное употребление этих двух имен как в речи
родителей (для них дочь всегда будет ребенком -котиком) ,
создает иронический эффект. "Котиком" может быть маленькая
девочка Катя, но не взрослая женщина Екатерина Ивановна.
"Котиком", которая "заметно постарела, прихварывает", героиня
остается в финале рассказа: в последнем эпизоде она названа
по-прежнему. Ничего не меняется в застывшем хронотопе рассказа.
И в придуманном имени выражается инфантильность, искусственность,
оторванность Екатерины Ивановны от жизни живой, подлинной.
Придуманное имя, придуманная жизнь...
Время не меняет и всю семью Туркиных.
С годами так же шутит Иван Петрович, он застыл не только духовно,
но и физически время, но "Иван Петрович нисколько
не постарел, не изменился и по-прежнему все острит и
рассказывает анекдоты".
Так же читает свои романы Вера Иосифовна, так же играет
на рояле Екатерина Ивановна.
Они похожи на механических заводных кукол, и их
запрограммированность, заведенность, бесконечная
повторяемость вызывают раздражение.
Но если самые талантливые люди в городе такие, то какими
же должны быть остальные?
5. Старцев из скромного доктора, ходившего пешком к своим
пациентам, превращается в "языческого бога" на тройке с
бубенчиками. Он, раньше клеймивший "тупых и злых" обывателей,
сам стал принадлежать к их разряду.
Мужики, и больница уже не интересуют Старцева, он растерял
все свои идеалы, пошлость захлестнула его.
Герой ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей,
но это не мешает ему и самому умножить их число.
Вот и вся история превращения молодого доктора Дмитрия
Старцева в заплывающего жиром стяжателя,
которого все зовут теперь только Ионычем.
Объяснение:
События происходят в губернском городе С.
Чтобы дать представление о здешней жизни, писатель знакомит
с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" во всем
городе, по мнению местных жителей. Но, постепенно узнавая
членов этой семьи, понимаешь, как они, в сущности, бездарны
и скучны.
Весь талант Ивана Петровича заключается в том, что он говорит
"на своем необыкновенном языке, давно уже вошедшем у него в
привычку: "большинский, недурственно, покорчило вас благодарю... ".
Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые
изображают то, чего нет и не может быть в действительности.
Одна выразительная деталь понять цену этих писаний:
"Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять
молчали и слушали “Лучинушку”, которую пел хор, и эта песня
передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни".
Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна (Котик), собирается стать
пианисткой, однако ее "исполнительская манера" не
свидетельствует о наличии у нее таланта и изображается автором
с явной иронией: "ударила по клавишам", "ударила изо всей силы",
"упрямо ударяла все по одному месту".
Словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой и
бессмысленной работе, цель которой "вбить клавиши внутрь рояля".
У Екатерины Ивановны уже была составлена программа жизни
(по книгам и вследствие незнания реальной жизни) .
Она отвергает Старцева потому, что он не вписывается в ее программу.
По программе она стремится к некой высшей благородной цели,
а вовсе не к тому, чтобы стать женой обыкновенного, невыдающегося
человека, да еще с таким смешным отчеством:
"Сделаться женой - нет Человек должен стремится
к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки".
Пока жизнь не докажет Котику иллюзорность этой ее программы,
убедить ее невозможно.
Необычно в этом рассказе двойное имя героини: Екатерину
Ивановну родители зовут "Котик", причем это второе имя
закрепляется как основное и даже единственное.
Само параллельное употребление этих двух имен как в речи
родителей (для них дочь всегда будет ребенком -котиком) ,
создает иронический эффект. "Котиком" может быть маленькая
девочка Катя, но не взрослая женщина Екатерина Ивановна.
"Котиком", которая "заметно постарела, прихварывает", героиня
остается в финале рассказа: в последнем эпизоде она названа
по-прежнему. Ничего не меняется в застывшем хронотопе рассказа.
И в придуманном имени выражается инфантильность, искусственность,
оторванность Екатерины Ивановны от жизни живой, подлинной.
Придуманное имя, придуманная жизнь...
Время не меняет и всю семью Туркиных.
С годами так же шутит Иван Петрович, он застыл не только духовно,
но и физически время, но "Иван Петрович нисколько
не постарел, не изменился и по-прежнему все острит и
рассказывает анекдоты".
Так же читает свои романы Вера Иосифовна, так же играет
на рояле Екатерина Ивановна.
Они похожи на механических заводных кукол, и их
запрограммированность, заведенность, бесконечная
повторяемость вызывают раздражение.
Но если самые талантливые люди в городе такие, то какими
же должны быть остальные?
5. Старцев из скромного доктора, ходившего пешком к своим
пациентам, превращается в "языческого бога" на тройке с
бубенчиками. Он, раньше клеймивший "тупых и злых" обывателей,
сам стал принадлежать к их разряду.
Мужики, и больница уже не интересуют Старцева, он растерял
все свои идеалы, пошлость захлестнула его.
Герой ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей,
но это не мешает ему и самому умножить их число.
Вот и вся история превращения молодого доктора Дмитрия
Старцева в заплывающего жиром стяжателя,
которого все зовут теперь только Ионычем.
Объяснение: