Как диалог правдина и стародума понять основную идею пьесы* стародум. слушай, друг мой! великий государь есть государь премудрый. его дело показать людям прямое их благо. слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что с истуканами нет премудрости. крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. мы это видим своими глазами. правдин. удовольствие, которым государи , владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать.. стародум. а! сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! и во-первых, толпа скаредных льстецов.. правдин. без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец. стародум. льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет. правдин. несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но сделать людей добрыми.. стародум. они в руках государя. как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится. правдин. справедливо. великий государь дает.. стародум. милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин. правдин. чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании.. стародум. оно и должно быть залогом благосостояния государства. мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. ну, что для отечества может выйти из митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги -учителям? сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин. правдин. но особы высшего состояния просвещают детей своих.. стародум. так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. просвещение возвышает одну добродетельную душу. я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

abdulkhanaknie abdulkhanaknie    3   10.09.2019 19:00    25

Ответы
SonyaCooling SonyaCooling  10.09.2019 19:00
Начинаются чины – перестает " (стародум) " не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. зато нонче многие не стоят "   (стародум) " сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. на все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на " (стародум) " [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. невежда без души – зверь. (стародум) " нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо "(стародум) " честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг " (стародум) " вести жизнь у себя дома, нежели в чужой "  (стародум) " прихотей одного человека всей сибири мало! друг мой! все состоит в " (стародум) " природе, никогда не будешь беден. последуй людским мнениям, никогда богат не "  (стародум) " богатство детям? в голове нет. умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в " (стародум) " я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой " (стародум) " деньги – не наличные "  (стародум) " болван – все "  (стародум) " почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по "  (стародум) " расположение людей, не достойных почтения, не должно быть  огорчительно. знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают  зла тем, кто имеет право " (стародум) " не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников "  (стародум) " всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья "  (стародум) " тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет "  (стародум) " знатных дел знатное состояние "  (стародум) ", коль он только что ум, самая безделица. с пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. прямую цену уму дает благонравие. без него умный человек – чудовище. оно неизмеримо выше всей беглости ума. это легко понять всякому, кто хорошенько " (стародум)  " человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. ему необходимо все иметь надобно. достоинство сердца неразделимо. честный  человек должен быть совершенно честный "  (стародум) " в женщине есть вывеска порочного "  (стародум) " все заменяет, а добродетели ничто заменить не "  (стародум) " имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. это будет гораздо прочнее. тогда после двадцати лет женитьбы найдете в сердцах ваших прежнюю друг к другу "  (стародум) ",мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно "  (стародум) " человек, мой друг! час на час не "  (стародум) " человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не "  (стародум) " государь есть государь премудрый. его дело показать людям прямое их благо. слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что с истуканами нет "  (стародум) " есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения  не имеет. все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из  него, что ему надобно. он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть "  (стародум) " ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная  цель всех знаний человеческих, " (стародум) " в развращенном человеке  есть лютое оружие делать зло. просвещение возвышает одну добродетельную "  (стародум) ", знаю, что человеку нельзя быть ангелом. да и не надобно быть и " (стародум)
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература