В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла» , «Максим Максимыч») , Тамани («Тамань») , Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери») .
Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации» .
Поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утёсов» , и звёздную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на тёмно-синих волнах моря.
Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань» : «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить» . Этот пейзаж уже подбором деталей — луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль, — создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревожное настроение.
Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он выполняет различную роль. То описывается место действия, то пейзаж привлечён для лирической передачи той или иной оценки жизненных явлений, то это средство характеристики героев, их душевных настроений. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня, — пишет он, — на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели» . Такой представляется природа Печорину в его тяжёлом душевном состоянии.
В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла» , «Максим Максимыч») , Тамани («Тамань») , Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери») .
Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации» .
Поэт рисует и раннее утро, когда луч восходящего солнца «золотил только верхи утёсов» , и звёздную ночь в горах, и лунный свет, и пелену тумана на тёмно-синих волнах моря.
Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении рисуемых им пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань» : «Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить» . Этот пейзаж уже подбором деталей — луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль, — создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревожное настроение.
Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с действием. Он выполняет различную роль. То описывается место действия, то пейзаж привлечён для лирической передачи той или иной оценки жизненных явлений, то это средство характеристики героев, их душевных настроений. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой природы в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня, — пишет он, — на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели» . Такой представляется природа Печорину в его тяжёлом душевном состоянии.