Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса.
1. Что такое предание? Что привлекает в преданиях?
2. Почему в народе осталась память о Петре 1? Каким предстаёт Пётр 1 в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»?
3. В чём смысл «Поучения Владимира Мономаха»? Какие из его советов вам кажутся актуальными и сегодня?
4. Чему учит нас «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
5. Почему повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» волнует и современного читателя?
6. Кто в «Песне про… удалого купца Калашникова» является настоящим героем и почему?
7. Актуальна ли повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в наше время и почему?
8. В чём смысл заглавия рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»?
9. О чём И.С.Тургенев размышляет в своих стихотворениях в прозе?
10. Как Н.А.Некрасов относится к своим героиням в поэме «Русские женщины»? Почему?
11. Кого, в чём и каким образом М.Е.Салтыков-Щедрин обличает в своих сказках? Приведите примеры.
12. Кто из героев повести «Детство» Л.Н.Толстого (или «Детство» М.Горького) вам наиболее симпатичен и почему? О чём заставляет задуматься повесть?
13. Какой рассказ А.П.Чехова произвел на вас наибольшее впечатление и почему?
14. Каким в своих стихотворениях видел мир И.А.Бунин?
15. Какие жизненные уроки можно извлечь из рассказов И.А.Бунина «Цифры»?
16. Почему Данко М.Горького чувствует себя счастливым человеком?
17. О чём Л.Н.Андреев размышляет в рассказе «Кусака»?
18. Что такое гипербола? Неологизмы? Приведите примеры из произведений В.Маяковского.
19. О чём заставил задуматься рассказ А.П.Платонова «Юшка» (или «В прекрасном и яростном мире»)?
20. О чём заставляют вас задуматься рассказы Е.И.Носова «Кукла», «Живое пламя»?
21. В чём смысл названия рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»?
22. На что человек должен обращать внимание, если хочет «быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком»? (по кН. Д.С.Лихачёва «Земля родная»).
23. В чём смысл названия рассказа М.М.Зощенко «Беда»?
2. В народе осталась память о Петре 1 из-за его значимого влияния на историю России. Он был известен своими реформами, которые сделали Россию сильной и современной державой. В поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" Пётр 1 предстаёт как энергичный и целеустремленный лидер, который покорил природу и создал великолепный город Санкт-Петербург.
3. «Поучения Владимира Мономаха» имеют в себе мудрые советы, которые до сих пор являются актуальными. В них Владимир Мономах призывает правителей быть справедливыми, милосердными и поддерживать мир в стране. Некоторые советы, такие как заботиться о народе, уважать старших и справедливость, являются основополагающими для хорошего правления.
4. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" учит нас о жизни взаимопонимания, любви и верности. Главные герои, Петр и Феврония, показывают, какими должны быть отношения в семье – основанными на любви, взаимопонимании и поддержке друг друга. Повесть также говорит о том, что важно ценить настоящие чувства и бороться за них, даже если на пути возникают сложности и препятствия.
5. Повесть А.С.Пушкина "Станционный смотритель" волнует и современного читателя своей глубокой психологизацией и тем, как она отображает человеческую жизнь и судьбы людей. Рассказ показывает конфликт между чувствами человека и его обязанностями перед обществом. Он заставляет нас задуматься о том, насколько мы сами способны лишиться свободы и человечности под воздействием внешних обстоятельств.
6. Настоящим героем в "Песне про… удалого купца Калашникова" является сам Калашников. Он выходит победителем из испытаний, ставит интересы народа выше своих собственных и поднимает мужество, чтобы бороться за справедливость. Калашников – символ настоящего героя, который не только отважен, но и имеет великую душу и справедливость.
7. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" актуальна в наше время, поскольку она затрагивает вопросы национальной идентичности, верности родине и семье. Она также показывает, как легко может произойти раскол внутри семьи из-за разных идеалов и интересов. Повесть вызывает задуматься о значении национальной культуры и истории для общества.
8. Заглавие рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" отсылает к главному герою рассказа – Бирюку. Само слово "бирюк" может иметь двусмысленность, ведь оно может означать и сёстры, и туфельки. Тем самым заглавие указывает на две основные темы рассказа – семейные отношения и предопределенность судьбы.
9. В своих стихотворениях в прозе И.С.Тургенев размышляет о различных аспектах жизни и человеческой судьбы. Он задается вопросами о смысле существования, любви, утрате и национальной идентичности. В своих произведениях Тургенев выражает свои мысли посредством проникновенных и эмоциональных описаний природы и человеческих чувств.
10. Н.А.Некрасов относится к своим героиням в поэме "Русские женщины" с глубоким уважением. Он видит в них силу и мудрость, они для него являются носителями истинных ценностей и поддержкой для своих мужей и семей. Некрасов отмечает их красоту, терпение и самоотверженность, что делает их величайшими женщинами на земле.
11. М.Е.Салтыков-Щедрин в своих сказках обличает разных людей и социальные явления своего времени. Он критикует дворянство, правительственные службы, чиновников, общество и неравенство. В его сказках часто присутствуют аллегории и сатира, которые помогают автору передать свои социальные взгляды.
12. В повести "Детство" Л.Н.Толстого герой Николай Иванович–чувствительный, умный и наблюдательный ребенок. Он вызывает симпатию читателя своей открытостью, живостью и чистотой души. Повесть заставляет нас задуматься о необратимости времени, о неповторимости детства и важности семьи в жизни каждого человека.
13. Рассказ А.П.Чехова, который на меня произвел наибольшее впечатление, - "Старик Варварыч". Этот рассказ рассказывает о старом мужчине, который борется за свою независимость и достоинство, несмотря на возраст и болезни. Чехов мастерски передает внутренний мир героя и вызывает у читателя сопереживание и понимание.
14. В своих стихотворениях И.А.Бунин видел мир как место, где существуют противоречия и эмоциональные переживания. В его стихотворениях присутствуют глубокая мысль, лирическое настроение и восхищение природой. Бунин также изображает ностальгию и печаль за ушедшим временем.
15. Рассказы И.А.Бунина "Цифры" научат нас мудрости, ценности дружбы, верности и умению быть благородным. Они дают понимание о том, что в жизни не всегда главное – материальные ценности, за ними скрываются истинные смыслы и доброта. Повести заставляют нас задуматься о том, что счастье не всегда можно измерить числами.
16. Данко в повести М.Горького "Детство" чувствует себя счастливым человеком, потому что он растет в счастливой семье, окруженной любовью и заботой. Его счастье заключается в простоте и радости каждого дня, в заботе бабушки и поддержке друзей. Эта повесть заставляет задуматься о значимости семьи в жизни каждого человека и ценности счастья.
17. В рассказе Л.Н.Андреева "Кусака" он размышляет о смысле жизни и страдании. Рассказ показывает, как герой Мотрицька Кусака, живущий в безнадежности и бедности, ищет смысл в своих страданиях. Он оказывается на грани сумасшествия, и Андреев проникающе описывает его внутренний мир и размышления.
18. Гипербола – это литературное выражение, которое преувеличивает или преуменьшает какой-либо объект или явление. Неологизмы – это новые слова, образованные внутри языка или придуманные автором. В произведениях В.Маяковского можно найти множество характерных примеров гипербол и неологизмов, например, "очкуется", "мутится", "оболеевал".
19. Рассказ А.П.Платонова "Юшка" (или "В прекрасном и яростном мире") заставляет задуматься о многих вопросах. Этот рассказ рассказывает о бедных и тяжелых условиях жизни, в