Индивидуальное задание по литературе к понедельнику 3. б. Чтение и комментирование эпизода: «За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира... Он налил себе полсклянки за галстук, в носовой платок, на рукав». Материал в :
Здесь перед Лермонтовым стояла цель найти особенно меткие слова. И он достиг ее. Смешон и жалок человек, который, стремясь как можно больше приукрасить себя, своими потугами (из-за отсут¬ствия вкуса) достигает противоположной цели. Таков Грушницкий в изображении Печорина, таким он предстает перед читателем бла¬годаря соответственному подбору слов и выражений.
Остро иронически воспринимается выражение «в полном сиянии пехотного армейского мундира» особенно потому, что пехотный (да еще армейский) мундир отличался скромностью.
Особенно смешны эполеты «неимоверной величины», напоми¬нающие «крылышки амура». Хохол, завитой в мелкие кудри, еже¬минутно взбиваемый, подчеркивает отсутствие вкуса; об этом гово¬рит и огромный платок, играющий роль галстука. Как острая иро¬ния воспринимается нами эпитет « гордая походка ».
Выбор каждого глагола-сказуемого точно определяется идейной задачей, стоящей перед писателем.
а) Раскройте роль глагола в прочитанном эпизоде.
б) Найдите в тексте глаголы-сказуемые, которые подчеркивают
комическую торжественность прихода Грушницкого.
(Грушницкий явился (а не пришел), «сапоги скрипели»; «взби¬вал... хохол »; «бросил фуражку с перчатками ».)