И козаки, принагнувшись к коням, пропали в траве. Уже и черных шапок нельзя
было видеть; одна только струя сжимаемой травы показывала след их быстрого
бега.
Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным
светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг
слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря,
было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым
волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу,
вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли
представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных
цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые
волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая
кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает
откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли
куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих
свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно
устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей
отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными
взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в
вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами
и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
1 Назовите автора и название этого произведения.
2 Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ .
3 Какова тематика и проблематика данного произведения?
Поясните свою мысль.
4 Проанализируйте художественные особенности данного фрагмента.
Найдите описание природы . Определите его роль в каждом приведенном
отрывке.
С какой целью автор приводит описание степи?
Найдите в тексте выразительные средства языка (эпитет, олицетворение,
сравнение). Объясните цель использования одного из них.