И. А. Крылов. «Осёл и Соловей» 1. Как актёр передаёт состояние очарованности соловьи- ным пением? 2. Как чтец характеризует Осла? Какими средствами вы- разительного чтения он этого достигает? 3. Какие чувства переживает чтец, когда говорит о Соло- вье, услышавшем суд Осла? 4. Подготовьте выразительное чтение басни, постарай- тесь при этом передать смену чувств и настроений, пе- реживаемых автором произведения.
- Голосовое сопровождение: актер может использовать свою речь, чтобы передать восторг и восхищение, изменяя высоту, громкость и интонацию своего голоса. Он может увеличивать громкость, чтобы подчеркнуть возбуждение от пения соловья, а затем использовать более мягкие и нежные тонкости, чтобы передать красоту звуков пения.
- Мимика и жесты: актер может использовать свою мимику и жесты, чтобы показать удивление и зачарованность соловьиным пением. Он может раскрыть глаза, улыбаться, махать руками или прикладывать руку к сердцу, чтобы показать, как он изумлен и тронут.
- Движение по сцене: актер может использовать свою физическую активность, чтобы показать, что он не в состоянии стоять на месте, так как его внимание полностью поглощено пением соловья. Он может ходить по сцене, поворачиваться к слушателям или к воображаемому изображению соловья, чтобы показать свою эмоциональную связь с песней.
2. Чтец может характеризовать Осла следующими средствами выразительного чтения:
- Голосовое сопровождение: Чтец может менять интонацию своего голоса и его скорость чтения, чтобы передать особенности характера Осла. Например, он может использовать грубые, неприятные интонации, чтобы показать гордыню и самоутверждение Осла.
- Ритмическое чтение: Чтец может использовать ритмические акценты во время чтения, чтобы передать упрямство и настойчивость Осла. Он может делать паузы в определенных местах или увеличивать силу ударений, чтобы подчеркнуть эти черты.
- Корпоративные движения: Чтец может также использовать физические движения, такие как медленное движение головы, махание ушами или движениями рук, чтобы показать гордость и гнев Осла.
3. Чтец может переживать следующие чувства, когда говорит о суде Осла, услышавшего сольное исполнение:
- Ирония: Чтец может использовать иронию в своем голосе и интонации, чтобы показать, как смешно окружающие находят выступление Осла. Он может делать паузы, чтобы насладиться этой иронией и передать ее слушателям.
- Удивление: Когда чтец рассказывает о реакции слушателей на выступление Осла, он может использовать изменения в своем голосе, чтобы передать свое удивление и изумление. Он может повысить громкость или поменять тон, чтобы подчеркнуть свои эмоции.
4. Для подготовки выразительного чтения басни "Осел и соловей" актер может сделать следующие шаги:
- Изучение текста: Актер должен внимательно прочитать текст басни и понять его содержание и сюжет. Он должен также обратить внимание на особенности характеров Осла и Соловья.
- Анализ персонажей: Актер может провести исследование характеров Осла и Соловья, чтобы понять, какие эмоции и настроения они должны передавать в своих речах. Например, Осел может быть уверенным, гордым и упрямым, в то время как Соловей - чувствительным, тонким и душевным.
- Практика голосового сопровождения: Актер может провести множество проб чтения, чтобы найти подходящий голос и интонацию для каждого персонажа. Он должен учиться изменять громкость, тембр и скорость своего голоса, чтобы передать различные эмоции и настроения.
- Работа над мимикой и жестами: Актер может проводить тренировки, чтобы улучшить свою мимику и жесты. Он может практиковать выражения лица, такие как удивление, восхищение, гордость и гнев, а также использование жестов, чтобы подчеркнуть эмоции и настроения персонажей.
- Работа над физической активностью: Актер может также работать над своей физической активностью на сцене, чтобы передать эмоции и настроения. Он может использовать свободное движение по сцене, изменять свою позицию и направление, а также использовать движения рук и тела, чтобы подчеркнуть эмоции и настроения персонажей.
В итоге, актер должен практиковаться в чтении басни с выразительностью, чтобы передать смену чувств и настроений, переживаемых автором. Он должен стараться аутентично передать эмоции и настроения персонажей, чтобы заинтересовать и увлечь своих слушателей.