«диалектика души» — постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по чернышевскому).
психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.
средства психологической изобразительности у толстого:
а) психологический анализ от лица автора-повествователя.
б) раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр., размышления пьера о том, ехать или нет к анатолю курагину, после того, как он дает болконскому слово этого не делать).
в) внутренний монолог, впечатление «подслушанных мыслей» (напр., поток сознания николая ростова во время охоты и погони за французом; князь андрей под небом аустерлица).
г) сны, раскрытие подсознательных процессов (напр., сны пьера).
д) впечатления героев от внешнего мира. внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр., первый наташи).
е) внешние детали (напр., дуб по дороге в отрадное, небо аустерлица).
ж) расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр., внутренний монолог марьи болконской о том, за что она полюбила николая ростова).
по мысли н. г. чернышевского, толстого интересовал «всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином» непосредственно изображать психический процесс. чернышевский отмечал, что художественным открытием толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. чернышевский выделяет общие принципы «диалектики души»: а) изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (толстой: «человек — текучее вещество»); б) интерес толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).
«диалектика души»
(особенности психологизма толстого)
«диалектика души» — постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии (по чернышевскому).
психологизм (показ характеров в развитии) позволяет не только объективно изобразить картину душевной жизни героев, но и выразить авторскую нравственную оценку изображаемого.
средства психологической изобразительности у толстого:
а) психологический анализ от лица автора-повествователя.
б) раскрытие невольной неискренности, подсознательного стремления видеть себя лучше и интуитивно искать самооправдания (напр., размышления пьера о том, ехать или нет к анатолю курагину, после того, как он дает болконскому слово этого не делать).
в) внутренний монолог, впечатление «подслушанных мыслей» (напр., поток сознания николая ростова во время охоты и погони за французом; князь андрей под небом аустерлица).
г) сны, раскрытие подсознательных процессов (напр., сны пьера).
д) впечатления героев от внешнего мира. внимание сосредоточивается не на самом предмете и явлении, а на том, как воспринимает их персонаж (напр., первый наташи).
е) внешние детали (напр., дуб по дороге в отрадное, небо аустерлица).
ж) расхождение между тем временем, в которое реально происходило действие, и временем рассказа о нем (напр., внутренний монолог марьи болконской о том, за что она полюбила николая ростова).
по мысли н. г. чернышевского, толстого интересовал «всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразительным, определительным термином» непосредственно изображать психический процесс. чернышевский отмечал, что художественным открытием толстого стало изображение внутреннего монолога в форме потока сознания. чернышевский выделяет общие принципы «диалектики души»: а) изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречии и развитии (толстой: «человек — текучее вещество»); б) интерес толстого к переломным, кризисным моментам в жизни человека; в) событийность (влияние событий внешнего мира на внутренний мир героя).