Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Герои, изображаемые в былинах, особенно те, которые совершают подвиги военного характера, называются "богатырями". Слово "богатырь" прежде считали русским. Предполагали, что оно произошло от слова "бог", через посредство производного отсюда слова "богатый", и что оно означает человека одаренного свыше чудесными сверхъестественными силами и чудесами. Но это предположение не оправдывается летописными данными. Если бы слово "богатырь" было русского происхождения, то оно употреблялось бы уже в древних наших летописях. Между тем там его нет. Вместо него употребляются в том же смысле, как и слово богатырь, другие слова: "удалец", "резвец", "храбор". Для Богатыря характерна борьба с многочисленными врагами, при этом победа возможна лишь собственным человеческим подвигом силы и бесстрашия, большею частью без всякой посторонней и, в частности, без чудесной начали они биться, несколько часов возились, оба из сил выбились; у змея еще три головы пропали, у богатыря палица лопнула» ; «…плохо пришлось Ивану Быковичу; чудо-юдо стал одолевать его, по колена вогнал в сыру землю» . Богатырь – человек из народа, роль которого состоит в защите «земли-матушки» от зла, после чего он занимает свое место в социальной жизни, возвращается к привычному занятию. Для Богатыря очевидна относительность всего сущего, в частности то, что на всякую силу всегда найдется большая сила: «…уж больно силен ты, Горынюшка! » – «Ох, братцы, какая во мне сила? Вот есть на белом свете Ивашко-Медведко, так у того и впрямь сила великая!» . Он признает над собой власть неких высших божественных сил и совершает свои подвиги с именем бога на устах: «…погоди – не хвались, прежде богу руки умой да за дело примись» . Кроме вышеупомянутых Богатыря отличают следующие характеристики: Расчетливость: «…сразился с змием и с одного маху сшиб ему все семь глав, положил их под камень, а туловище зарыл в землю…» . Хитрость, сметливость: «…завяжи-ка наперед свои бельмы, а то как я свистну – они у тебя изо лба повыскочат! » Змей поверил и завязал платком свои глаза: «А ну, свисти! » Цыган взял дубину да как свистнет змея по башке – тот во все горло закричал…» . Бескорыстие: «…не взял за работу ничего…» .
Герои, изображаемые в былинах, особенно те, которые совершают подвиги военного характера, называются "богатырями". Слово "богатырь" прежде считали русским. Предполагали, что оно произошло от слова "бог", через посредство производного отсюда слова "богатый", и что оно означает человека одаренного свыше чудесными сверхъестественными силами и чудесами. Но это предположение не оправдывается летописными данными. Если бы слово "богатырь" было русского происхождения, то оно употреблялось бы уже в древних наших летописях. Между тем там его нет. Вместо него употребляются в том же смысле, как и слово богатырь, другие слова: "удалец", "резвец", "храбор".
Для Богатыря характерна борьба с многочисленными врагами, при этом победа возможна лишь собственным человеческим подвигом силы и бесстрашия, большею частью без всякой посторонней и, в частности, без чудесной начали они биться, несколько часов возились, оба из сил выбились; у змея еще три головы пропали, у богатыря палица лопнула» ; «…плохо пришлось Ивану Быковичу; чудо-юдо стал одолевать его, по колена вогнал в сыру землю» .
Богатырь – человек из народа, роль которого состоит в защите «земли-матушки» от зла, после чего он занимает свое место в социальной жизни, возвращается к привычному занятию.
Для Богатыря очевидна относительность всего сущего, в частности то, что на всякую силу всегда найдется большая сила: «…уж больно силен ты, Горынюшка! » – «Ох, братцы, какая во мне сила? Вот есть на белом свете Ивашко-Медведко, так у того и впрямь сила великая!» .
Он признает над собой власть неких высших божественных сил и совершает свои подвиги с именем бога на устах: «…погоди – не хвались, прежде богу руки умой да за дело примись» .
Кроме вышеупомянутых Богатыря отличают следующие характеристики:
Расчетливость: «…сразился с змием и с одного маху сшиб ему все семь глав, положил их под камень, а туловище зарыл в землю…» .
Хитрость, сметливость: «…завяжи-ка наперед свои бельмы, а то как я свистну – они у тебя изо лба повыскочат! » Змей поверил и завязал платком свои глаза: «А ну, свисти! » Цыган взял дубину да как свистнет змея по башке – тот во все горло закричал…» .
Бескорыстие: «…не взял за работу ничего…» .