Н. В. Гоголь вырос в украинском поместье. Мир простых украинских селян был ему близок и понятен. С детских лет писатель проявлял интерес к украинскому фольклору, к народным традициям и верованиям.
В основу повести «Ночь перед Рождеством» легли украинские рождественские обряды. Согласно народной традиции накануне Рождества принято колядовать и прославлять Христа. Парубки пели колядки, прославляли хозяев, а хозяева «высовывались из окошек с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки подставляли мешки и ловили свою добычу» .
Согласно древним украинским верованиям в ночь перед Рождеством разворачивается борьба темных и светлых сил: «… черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей, завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу» . И вот наступает Рождество. Автор подробно описывает этот праздник, знакомит с одеждой, которую традиционно надевают в этот день.
Утром все идут в церковь славить Христа. «Вся церковь еще до рассвета была полна народу. Пожилые женщины в белых монистах, в белых суконных свитках набожно крестятся у самого церковного входа. … Девчата, у которых намотана целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов» . А после церкви все идут разговляться. Девчата помышляют о том, как они с хлопцами будут кататься на льду, играть в снежки, петь песни. Так и пройдут святки.
В этой повести создан яркий образ особого мира — мира традиций, верований и обрядов украинского народа. Все давало ему перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам.
Объяснение:
Н. В. Гоголь вырос в украинском поместье. Мир простых украинских селян был ему близок и понятен. С детских лет писатель проявлял интерес к украинскому фольклору, к народным традициям и верованиям.
В основу повести «Ночь перед Рождеством» легли украинские рождественские обряды. Согласно народной традиции накануне Рождества принято колядовать и прославлять Христа. Парубки пели колядки, прославляли хозяев, а хозяева «высовывались из окошек с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки подставляли мешки и ловили свою добычу» .
Согласно древним украинским верованиям в ночь перед Рождеством разворачивается борьба темных и светлых сил: «… черт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей, завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу» . И вот наступает Рождество. Автор подробно описывает этот праздник, знакомит с одеждой, которую традиционно надевают в этот день.
Утром все идут в церковь славить Христа. «Вся церковь еще до рассвета была полна народу. Пожилые женщины в белых монистах, в белых суконных свитках набожно крестятся у самого церковного входа. … Девчата, у которых намотана целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов» . А после церкви все идут разговляться. Девчата помышляют о том, как они с хлопцами будут кататься на льду, играть в снежки, петь песни. Так и пройдут святки.
В этой повести создан яркий образ особого мира — мира традиций, верований и обрядов украинского народа. Все давало ему перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам.