сейчас полотенце на кухне – совершенно привычный нам предмет обихода или декора. А ведь действительно – раньше все было совсем иначе. В период великого Домостроя девушка с юных лет сама готовила себе приданое: шила, кроила и вышивала куски полотна, мечтая о том какой уютный будет её дом и каким счастливым будет её семейное будущее.
«Полотенце» - вы вслушайтесь в это слово! Оно является уменьшительным от слова «Полотно». По принципу: полотно-полотенце, окно-оконце, дно-донце. Полотенца кроили из большого куска полотна, они были разного размера, и каждое имело свое значение.
Быть может, именно поэтому подготовленное невестой приданое так ценилось. По искусности, аккуратности и мастерству расшитых полотенец оценивали молодую хозяйку в семье мужа. Полотенца, изготовленные за период девичества и развешанные в новом доме на следующий день после свадьбы, были для молодой жены посвящением в новую жизнь и вкладом в общее дело создания большой и дружной семьи – той самой счастливой семьи, о которой мечтала каждая девушка.
Вышитыми полотенцами украшали иконы, называлось такое полотенце "БожнИк". Это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. На нем обязательно должны быть вышиты две начальные буквы от имени Б. М. (Богородица Мать) или И. С. ( Иисус Христос).
Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.
Вышитые полотенца для крестин обязательно должна была вышить крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка была счастливой и радостной.
Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, народные традиции соблюдались свято. Во время венчания они становились на венчальный белый рушник, по народной традиции. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты
Были и специальные хлебные вышитые полотенца — хлебники. На них клали хлеб, потому, что положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.
Современные полотенца зачастую выполнены в технике напечатанного на ткань рисунка и не идут ни в какое сравнение с теми пусть грубоватыми, но с любовью обшитыми и вышитыми разноцветным узором полотенцами старины. Сколько часов мастерицы по вечерам, при свете лучины трудились над каждым таким полотенцем, сколько души и тепла было вложено в каждое такое полотенце! Быть может, прогресс, который окружает нас теперь повсеместно, все же не так хорош, как о нем принято думать?!
сейчас полотенце на кухне – совершенно привычный нам предмет обихода или декора. А ведь действительно – раньше все было совсем иначе. В период великого Домостроя девушка с юных лет сама готовила себе приданое: шила, кроила и вышивала куски полотна, мечтая о том какой уютный будет её дом и каким счастливым будет её семейное будущее.
«Полотенце» - вы вслушайтесь в это слово! Оно является уменьшительным от слова «Полотно». По принципу: полотно-полотенце, окно-оконце, дно-донце. Полотенца кроили из большого куска полотна, они были разного размера, и каждое имело свое значение.
Быть может, именно поэтому подготовленное невестой приданое так ценилось. По искусности, аккуратности и мастерству расшитых полотенец оценивали молодую хозяйку в семье мужа.
Полотенца, изготовленные за период девичества и развешанные в новом доме на следующий день после свадьбы, были для молодой жены посвящением в новую жизнь и вкладом в общее дело создания большой и дружной семьи – той самой счастливой семьи, о которой мечтала каждая девушка.
Вышитыми полотенцами украшали иконы, называлось такое полотенце "БожнИк". Это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. На нем обязательно должны быть вышиты две начальные буквы от имени Б. М. (Богородица Мать) или И. С. ( Иисус Христос).
Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.
Вышитые полотенца для крестин обязательно должна была вышить крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка была счастливой и радостной.
Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, народные традиции соблюдались свято. Во время венчания они становились на венчальный белый рушник, по народной традиции. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты
Были и специальные хлебные вышитые полотенца — хлебники. На них клали хлеб, потому, что положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.
Современные полотенца зачастую выполнены в технике напечатанного на ткань рисунка и не идут ни в какое сравнение с теми пусть грубоватыми, но с любовью обшитыми и вышитыми разноцветным узором полотенцами старины. Сколько часов мастерицы по вечерам, при свете лучины трудились над каждым таким полотенцем, сколько души и тепла было вложено в каждое такое полотенце! Быть может, прогресс, который окружает нас теперь повсеместно, все же не так хорош, как о нем принято думать?!