Ещё очень давно люди оценили замечательные качества пчелиного мёда. Они собирали дикий мёд в лесу в дуплах старых деревьев, где селились пчелиные семьи. Нападение пчелиного роя в несколько сотен пчёл заканчивалось трагически для человека. Но постепенно пчёлы были приручены людьми, живут теперь на пасеках в ульях и, по сути, являются домашними животными. Из одного улья люди достают десятки килограммов мёда. Человека, который занимается разведением пчёл, называют пчеловодом.
Пчёлы собирают сахаристый сок (нектар) с некоторых цветущих растений: липы, акации, гречихи, луговых трав (клевера и многих других). Для сбора они предпочитают солнечные безветренные дни. Летая со скоростью шесть с половиной километров в час, одна пчела в хорошую погоду за день посещает примерно 7000 цветков. Чтобы собрать с цветов нектар, который превращается в её пищеводе в килограмм мёда, пчеле надо «налетать» около трёхсот тысяч километров. Это гораздо больше половины расстояния от Земли до Луны. Кроме того, перелетая с цветка на цветок, пчёлы участвуют в опылении плодовых и ягодных растений, повышая этим урожай.
Мёд – это зимняя еда пчёл. Ведь зимой пчёлы не спят, а цветов, как известно, в декабре или в январе нет. Вот и трудятся они всё лето. Запасы получаются гораздо больше, чем требуется: хватает и им самим, и людям. В улье в особых ячейках-сотах находятся личинки – будущие пчёлы. Они тоже питаются мёдом.
Пчёлы – это общественные насекомые. У пчёл различают рабочих пчёл, матку и трутней.
А1. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.
Матка кормится пчелиным молочком самостоятельно.
В малых количествах пчелиный яд – ценное лекарство.
Пчёлы производят мёда больше, чем нужно им самим.
Пчёлы – это дикие животные, которые атакуют человека.
А2. Назови основную тему текста.
Лечебные свойства пчелиного мёда и пыльцы.
Участие пчёл в повышении урожайности.
Распределение обязанностей среди рабочих пчёл.
Пчёлы – трудолюбивые общественные насекомые.
А3. Какова главная мысль текста?
Приручив пчёл, человек продолжает познавать их поведение.
Старая и новая пчелиная матка не могут жить в одной семье.
Легко жить без забот и хлопот как трутень.
Нападение пчелиного роя опасно для человека.
А4. Чтобы принести 1 кг мёда, пчеле нужно
летать со скоростью шесть с половиной километров в час
«налетать» расстояние, равное примерно 300 тысячам километров
посетить примерно 7 тысяч цветущих растений
пролететь расстояние, намного большее, чем расстояние от Земли до Луны
А5. Почему пчела, вернувшись к улью, «танцует»?
радуется возвращению домой
хвастается перед другими собранным количеством нектара
предупреждает о приближении человека
сообщает о найденных ею медоносных местах
А6. Что из перечисленного делают только рабочие пчёлы?
Выберите два верных элемента ответа из перечня:
А) Откладывают яички
Б) сторожат вход в улей
В) едят много мёда
Г) «ухаживают» за маткой
Укажи верный ответ.
1) АБ 2) БВ 3) БГ 4)АВ
А7. В какую из книг надо поместить этот текст?
Поучительные истории
Детская энциклопедия
Рассказы о дружбе
Толковый словарь
В1. Расположи перечисленные пункты в такой последовательности, чтобы получился план к тексту.
А. Пчелиная матка и трутни.
Б. Приручение пчёл человеком.
В. Для пчёлам нужен мёд.
Г общения и сигнализации у пчёл.
Д. Труд рабочих пчёл в пчелиной семье.
Е. Как пчёлы собирают нектар и превращают его в мёд..
Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.
1
2
3
4
5
6
В2. Установи соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найди одно верное объяснение его значения из второго столбца.
СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ
1) нахлебник А) ячейка из воска для хранения мёда и кладки
яичек
2) сота Б) специально устроенный домик для содержания
пчёл
3) рой В) тот, кто живёт за чужой счёт
Г) тот, кто радушно и щедро угощает
Д) пчелиная семья
Запиши в таблицу выбранные буквы.
1
2
3
ответы на задания С1, С2 и С3 запиши на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания (С1 И т.д.).
С1. Почему пчёл можно назвать общественными насекомыми?
Назови не менее двух причин.
С2. Перечисли качества и умения рабочих пчёл (не менее двух)? Приведи примеры из текста, подтверждающие это. Для ответа используй таблицу.
Качества
Примеры - подтверждения
1)
1)
2)
2)
С3. Как ты думаешь, можно ли сравнить человека, который много работает, с пчелой? Почему?
Пчёлы производят мёда больше, чем нужно им самим.
Обоснование: В тексте говорится, что летом пчёлы трудятся и запасы мёда получаются гораздо больше, чем требуется, то есть они производят мед в больших количествах.
А2. Основная тема текста:
Участие пчёл в повышении урожайности.
Обоснование: В тексте рассказывается о том, как пчёлы собирают нектар, опыляют растения и повышают урожайность плодовых и ягодных растений.
А3. Главная мысль текста:
Приручив пчёл, человек продолжает познавать их поведение.
Обоснование: В тексте говорится, что люди приручили пчёл и используют их для сбора мёда на пасеках, что позволяет им продолжать изучать их поведение.
А4. Чтобы принести 1 кг мёда, пчеле нужно:
пролететь расстояние, намного большее, чем расстояние от Земли до Луны.
Обоснование: В тексте указано, что пчеле необходимо "налетать" около трёхсот тысяч километров, чтобы собрать достаточное количество нектара для превращения его в 1 кг мёда.
А5. Почему пчела, вернувшись к улью, «танцует»?
сообщает о найденных ею медоносных местах.
Обоснование: В тексте говорится, что пчелы "танцуют" перед другими пчёлами, чтобы сообщить им о найденных ими медоносных местах с цветущими растениями.
А6. Что из перечисленного делают только рабочие пчёлы?
Откладывают яички и сторожат вход в улей.
Обоснование: В тексте упоминается, что рабочие пчёлы сторожат вход в улей и откладывают яички, в то время как матка выполняет другие функции.
А7. В какую из книг надо поместить этот текст?
Детская энциклопедия.
Обоснование: Текст информативный, рассказывает о разных аспектах пчеловодства и жизни пчёл, что соответствует содержанию детской энциклопедии.
В1. План к тексту:
2-Б. Приручение пчёл человеком.
5-Е. Как пчёлы собирают нектар и превращают его в мёд.
4-Г. Пчелиная матка и трутни.
1-А. Для пчёлам нужен мёд.
3-Д. Труд рабочих пчёл в пчелиной семье.
В2. Соответствие слов и их толкований:
1-В) тот, кто живёт за чужой счёт.
2-А) ячейка из воска для хранения мёда и кладки яичек.
3-Д) пчелиная семья.
С1. Пчёл можно назвать общественными насекомыми, потому что:
- Они живут в семьях (ульях), где у каждого индивида есть свои обязанности и роль.
- Они работают в коллективе, чтобы собирать мёд, опылять растения и обеспечивать выживание всех членов семьи.
С2. Качества и умения рабочих пчёл:
- Они умеют собирать нектар с цветков и превращать его в мёд.
- Они участвуют в опылении растений, повышая урожайность.
- Они строят соты для хранения мёда и кладки яичек.
- Они охраняют вход в улей.
С3. Человека, который много работает, можно сравнить с пчелой, потому что:
- Они оба трудолюбивы и стараются максимально использовать своё время
- Они оба заботятся о своей семье или обществе
- Они оба работают в коллективе и выполняют свои обязанности для достижения общей цели.