Эпиграф к сочинению: «Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Что должно отражать сочинение:
1.Знание текста (вводить в сочинение эпизоды, цитаты).
2.Понимание текста (тезис, доказательство, вывод).
3.Понимание авторской позиции (она заключается в выводах).
ТЕМА СОЧИНЕНИЯ
Каким я увидел(а) Митрофана (Простакову, Скотинина…)?
(по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)
План сочинения
I Вступление.
Фонвизин – русский сатирик, основоположник великой русской комедии.
Д.И.Фонвизин – великий русский сатирик, живший в XVIII веке. Он был человеком выдающимся и необыкновенным. Фонвизин служил России, её интересам, её народу. Недаром Пушкин сказал о нем: «Он русский, из перерусских русский». Именно Фонвизин стал основоположником великой русской комедии.
Острые социальные вопросы в комедии «Недоросль».
В его комедии «Недоросль» были поставлены острые социальные вопросы. В своей комедии автор негодует на пороки общества, высмеивает их, разоблачает и клеймит без пощады; в ней он указывает на основное зло тогдашней жизни: крепостничество.
II. Главная часть сочинения.
1.На какие две группы делятся все герои (?), что это отображает, показывает.
Все герои пьесы делятся на две группы: на положительных и отрицательных - и отражают борьбу (противоборство, разные стороны жизни) добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности.
2.На каком фоне происходят события в начале комедии?
События пьесы начинаются на фоне «дядиного сговора», т.е. Простакова вызвала своего брата Скотинина из его деревни, чтобы женить на Софье.
Для предстоящего сговора Простакова заказала своему сыну новый кафтан. Сцена примерки кафтана во всей полноте показала нрав и сущий произвол госпожи Простаковой (тезис)
Она выражает недовольство новым кафтаном, кричит на Тришку, на верную служанку Еремеевну. Речь её изобилует грубыми словами: «вор», «скот», «воровская харя»; «бестия», «собачья дочь», «старая хрычовка» - доказательство.
Уже с первой же сцены автор показывает грубость, жестокость, невежество, деспотизм провинциального дворянства –вывод.
Далее появляется на сцене брат Простаковой Скотинин. Их разговор расширяет социальную проблему (тезис), которую поставил в пьесе Фонвизин. Из разговора Простаковой и Скотинина мы узнаем, что они ярые крепостники. Скотинин говорит: (стр. 50). Ему вторит Простакова (там же).(доказательства) Критикуя пагубность крепостного строя, автор приводит пример неограниченной власти крепостников над крепостными(вывод).
В 5-ом и 7-ом явлении показывается нам низость, жадность, животность, лицемерие мира Простаковых и Скотининых (своими словами передать события, прокомментировав каждую оценку).
В финале комедии мы видим Простакову………….
3.Какую идею проводит автор через своего героя?
Через события, действия, речевую характеристику показать идею, которую проводит автор.
- Воспитание у молодых дворян идеи гражданственности, подчинение личных интересов общественным;
- приобретение дворянской молодежью реальных знаний, необходимых для процветания страны;
-общественно-политический характер проблемы воспитания молодых дворян.
-Невежественное провинциальное дворянство;
- узость и ограниченность его интересов,
-не этой части дворянство приносить пользу Отечеству,
-профанация (искажение, опошление, извращение) обучения молодых дворян,
- право господствующего класса владеть другими людьми.
III.Заключение. Актуальность воспитания в наши дни.
Комедия заканчивается победой добра над злом. По мысли автора, бесчеловечие помещиков должно неминуемо привести их к полному краху. Фонвизин наглядно показал правительству, как надо поступать с жестокими помещиками.