Два «Пророка». Вопросы к сопоставительному анализу стихотворений М.Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина. 1.Как вы определите общий настрой лирики А.С.Пушкина и лирики М.Ю.Лермонтова? Отразился ли этот настрой в данных произведениях?
2.Передайте кратко своими словами событийную сторону произведений. Какое событие стало отправной точкой в стихотворении А.С.Пушкина, а какое – в стихотворении М.Ю.Лермонтова? Можно ли утверждать, что лермонтовское стихотворение продолжает, развивает сюжет пушкинского?
3.Согласны ли вы с тем, что пророк в том и другом стихотворениях – это одно и то же лицо?
4.Какая тема объединяет стихотворения?
5.Как связано представление о поэте-пророке, о его судьбе с исторической эпохой, в которую жили А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов?
6.Кто из двух героев в большей степени наделён божественной силой, а в ком больше земного? Докажите свою мысль текстами произведений.
9.Проанализируйте лексику двух стихотворений. Чьё стихотворение в большей степени стилизовано под архаику? Какие средства созданию библейского слога? Приведите примеры.
10.Оба стихотворения построены на антитезе, но объекты и характер противопоставления разные. Что и с какой целью противопоставлено у А.С. Пушкина? У М.Ю. Лермонтова?
11.Приведите примеры отвлечённой лексики из обоих стихотворений. Какую атмостферу они создают, какой пафос?
12. Что изображается детальнее: пустыня в стихотворении А.С. Пушкина и город в стихотворении М.Ю. Лермонтова?
13. Можно ли противопоставить двух пророков, и если можно, то в чём?
14. Какова авторская концепция поэта-пророка в каждом из стихотворений?
Відповідь:о
Пояснення:
1. Для определения общего настроя лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, нужно обратить внимание на основные эмоциональные состояния, выраженные в их стихотворениях. Вам следует сравнить несколько стихотворений каждого автора и выделить доминирующий настрой этих произведений. Например, можно отметить, что лирика Пушкина часто пронизана эмоциями, связанными с любовью, утратой, ностальгией. Лермонтов же часто обращается к темам смерти, отчаяния, одиночества. Важно подтвердить свое мнение с помощью конкретных примеров из стихотворений этих авторов.
2. Вам нужно описать событийную сторону каждого стихотворения и определить отправные точки. Например, в стихотворении Пушкина "Пророк" отправной точкой является появление пророка, который передает обществу взывающее послание о будущем. В стихотворении Лермонтова "Версия пророка" отправной точкой является ситуация, в которой пророк выступает перед народом и предрекает свою судьбу. Можно отметить, что лермонтовское стихотворение развивает тему пророчества, начатую в стихотворении Пушкина, но в более грустном и мрачном ключе.
3. В отношении идентичности пророка в стихотворениях Пушкина и Лермонтова можно иметь разные точки зрения. Вы должны проанализировать стихотворения и сравнить поведение и образ пророка в каждом из них, чтобы сделать выводы о том, совпадает ли оно или нет. Например, вы можете обратить внимание на то, что и Пушкин, и Лермонтов рассматривают пророка как человека, обладающего некой особой, предсказательной силой. Однако, вам следует подтвердить свои выводы с помощью примеров и цитат из стихотворений.
4. Согласно данному вопросу, вам нужно определить единую тему, которая объединяет оба стихотворения. Например, можно отметить, что оба автора рассматривают тему пророка и его роли в обществе. Они освещают различные аспекты пророчества и его влияния на окружающих.
5. В данном вопросе нужно связать представление о поэте-пророке и его судьбе с исторической эпохой, в которую жили Пушкин и Лермонтов. Вам следует провести исторический анализ и выяснить, какие исторические события или общественные условия могли повлиять на представление об этом предтече. Например, в условиях жизни в России XIX века с ее социальным и политическим напряжением, поэт-пророк мог рассматриваться как единственный голос разума и морали.
6. В этом вопросе вам нужно проанализировать тексты произведений, чтобы определить, какой из героев больше наделен божественной силой, а кто является более земным. Возможно, одним из примеров может быть рассмотрение роли пророка и его способности предсказывать будущее в каждом из стихотворений. Вам следует использовать тексты стихотворений, чтобы доказать свою мысль и привести примеры.
9. Для анализа лексики стихотворений вам нужно сравнить их и выяснить, чье стихотворение более стилизовано под архаику. В процессе анализа вы должны искать устаревшие или необычные слова, использование формальных грамматических конструкций и другие признаки, которые характерны для архаичного стиля. Кроме того, вам следует привести примеры таких слов или конструкций из каждого стихотворения и объяснить, как они создают библейский слог.
10. В этом вопросе вам нужно обратить внимание на противопоставление, используемое в каждом из стихотворений, и выяснить его объекты и цель. Например, в стихотворении Пушкина противопоставление может иметь место между прошлым и будущим, земным и духовным, а у Лермонтова - между пророчеством и судьбой. Важно провести анализ текстов, чтобы подтвердить свои выводы.
11. Для определения отвлеченной лексики и создаваемой ими атмосферы, нужно найти слова или выражения, которые обозначают абстрактные понятия, и определить, какое настроение или эмоцию они передают. Например, в стихотворении Пушкина можно найти слова "истина", "судьба", "прозрение", которые создают впечатление магической атмосферы и вызывают пафос. Вам нужно провести анализ обоих стихотворений и привести примеры отвлеченной лексики из каждого из них и объяснить их значение и эффект.
12. В данном вопросе вам следует определить, какая часть изображается детальнее в каждом стихотворении. Например, в стихотворении Пушкина повествуется более детально о пустыне, ее образе и его символическом значении. В стихотворении Лермонтова, скорее, акцент делается на городе, его атмосфере и натуре жителей. Важно провести анализ текстов, чтобы подтвердить свои выводы.
13. В этом вопросе вам нужно ответить на вопрос, можно ли противопоставить двух пророков и в чем их различие. Для этого следует проанализировать оба стихотворения и выяснить, в чем заключается их сходство и различие по отношению друг к другу. Например, можно сравнить их нравственный опыт, предложения и мотивацию. Важно представить обоснованные суждения, подкрепленные примерами из текстов.
14. Авторская концепция поэта-пророка в стихотворениях необходимо определить путем анализа текстов и выделить, какие идеи или мотивы авторы передают через образ пророка. Например, можно отметить, что оба автора используют образ пророка, чтобы передать свои мысли о роли поэта и его восприятия мира. Важно провести анализ текстов и дать аргументированный ответ на данный вопрос.