Тема петербурга в творчестве писателей xix века занимает отнюдь не последнее место. город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким петербург предстает перед нами в произведениях а. с. пушкина, н. в. гоголя, многих писателей так называемой натуральной школы. оценка петербурга всегда была неоднозначна: ненависть и любовь сплетались воедино. именно сюда стремились, будучи молодыми, самые деятели россии, здесь они превращались в замечательных писателей, критиков, публицистов. в петербурге осуществлялись их честолюбивые мечты. но с другой стороны, здесь им приходилось терпеть унижение и нужду; город будто засасывал людей в болото -болото пошлости, глупости, показной роскоши, за которой нередко скрывалась крайняя нищета, и центром этого болота, сердцем петербурга был знаменитый невский проспект. н. в. гоголь в повести «невский проспект» писал; «нет ничего лучше невского проспекта, по крайней мере, в петербурге; для него он составляет все». петербург предстает перед читателем не просто как столица, грандиозный мегаполис с великолепными дворцами, прекрасными улицами и невой, «одетой в гранит», а как оживший великан, своим лицом, своим характером, своими особенными привычками и капризами. и люди, в течение дня сотнями проходящие по невскому проспекту, также являются носителями самых разнообразных характеров. «создатель! какие странные характеры встречаются на невском проспекте! ». но несмотря на огромное количество народа, проходящего в любое время по проспекту, все же меж ними не создается ощущения общности, целостности. единственное, что объединяет их, — место встречи, невский проспект. как будто «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». и вот из этой людской мешанины встают перед читателем двое: поручик пирогов и «молодой человек во фраке и плаще» -пискарев. первый хорошо ориентируется в современной ему действительности, он прекрасно знаком с «рулеткой» величественного города: риск, вечный риск, и если ты готов пойти на него, то петербург — жестокий и беспощадный, но в то же время способный осуществлению самых сокровенных, самые безнадежных, самых нелепых мечтаний -станет твоим. поручик идет на риск и оказывается в проигрыше, но для него в этом нет ничего необычного, а тем более трагичного. он без особого труда справляется с охватившим его «гневом и негодованием», причем происходит это не без влияния невского проспекта: «прохладный вечер заставил его несколько пройтись по невскому проспекту; к девяти часам он ». а вот другой персонаж — герой в плаще и фраке — следует примеру своего друга и так же, как он, проигрывает. однако для него — одинокого и чужого в северной столице — этот проигрыш становится роковым.«застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при случае превратиться в пламя», художник пискарев доверяет невскому проспекту всю свою жизнь, в то время как пирогов, рискуя вроде бы всем, не теряет ничего. для него это игра, а для пискарева — жизнь. тонко чувствующий мир человек не может в один день сделаться черствым и грубым, перестать верить миру, позабыть о разочаровании, которое принес ему знаменитый проспект. параллельно ведущийся рассказ о двух героях, противоположных по характеру и судьбе, читателю лучше понять противоречивость самого невского проспекта. комичная ситуация, в которую попал поручик пирогов, противопоставляется трагичности судьбы бедняги пискарева. точно так же и комическая пошлость утреннего проспекта сочетается с вечерней, трагической пошлостью, с обманом, ведь «он лжет во всякое время, этот невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на ». маленьким огоньком, пляшущим пред глазами, манящим за собой и заманивающим в опасные сети, представляет н. в. гоголь нам невский проспект. любому человеку трудно пережить испытания, выпавшие на долю пискарева, тем более художнику. автор пишет: «в самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата». для художника встреча с невским проспектом, с его обитателями стала причиной краха всех надежд, она буквально опустошила его душу. не видеть красоты мира — значит не хотеть жить, а когда красота на твоих глазах превращается ни во что, невольно задаешься вопросом: если это все мираж и призрак, то что же тогда реально? и реальным остается невский проспект с его вечной загадкой и вечным обманом.