5. художественное своеобразие «илиады» гомера. гомеровские поэмы отражают века народного развития и, в частности, не только общинно-родовую формацию, но и ее разложение и развитие частной собственности и частной инициативы. строгий эпический стиль художественных произведений уже не мог оставаться на ступени своей старинной суровости. он уже начинал отражать индивидуальное развитие человека с новыми, гораздо более свободными чувствами и с новых, гораздо более сложных поэтических приемов. а) эпические жанры, кроме героической поэмы. "илиада" и "одиссея" в основном являются героическими поэмами. но эпосу гомера свойственны и зачатки других эпических жанров, например сказки. сказка ничем существенным не отличается от мифа по своему содержанию. но миф верит в буквальную реальность изображаемых в нем лиц и событий, в то время как сказка относится к изображаемому уже достаточно скептически, рассматривая его как предмет забавного и занимательного рассказа. особенно далеко в этом отношении ушла "одиссея". в iv песни этой поэмы имеется, например, большой рассказ о превращении морского бога протея в разных животных и о том, как менелай поймал его в тот момент, когда протей был человеком, и заставил рассказать будущее. в xii песни той же поэмы изображены сирены - полуптицы, полуженщины, завлекающие путников своим сладостным пением. в гомеровском эпосе есть и элементы романа. они повествуют о бытовых явлениях, уже выходящих за пределы скромной и уравновешенной жизни общинно-родового строя (рассказ о розысках телемахом своего отца в ii-iv песнях "одиссеи" содержит элементы романа приключенческого, а вся вторая часть той же поэмы, начиная с xiii песни,- элементы романа семейного).