реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный)
он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например:
а) типизация фактов действительности, т.е., по энгельсу, "помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах";
б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих, прежде всего, общественный характер;
в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов;
г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
в широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и с глубокой древности. в узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой возрождения (xiv-xvi века), либо с xviii веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.
наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом xix столетия, пародией на который стал мифический "соцреализм".
понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах ренессанса и просвещения, а как метода в - на произведениях европейской, американской и классики xix века. следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в " чистом" виде. реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно- условий и самой психики современного человека нередко уступают место декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма.
реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный)
он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например:
а) типизация фактов действительности, т.е., по энгельсу, "помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах";
б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих, прежде всего, общественный характер;
в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов;
г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
в широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и с глубокой древности. в узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой возрождения (xiv-xvi века), либо с xviii веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме.
наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом xix столетия, пародией на который стал мифический "соцреализм".
понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах ренессанса и просвещения, а как метода в - на произведениях европейской, американской и классики xix века. следует, однако, отметить, что и в прошлом, и в наше время этот метод далеко не всегда предстает в " чистом" виде. реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно- условий и самой психики современного человека нередко уступают место декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, "искусством" фашистского третьего рейха или номенклатурным "искусством" сталинизма.