Мошенники и шарлатаны встречались во все века. Чаще всего память об их деяниях сохранялась только в архивах разнообразных правоохранительных органов. Если имя жулика знает все образованное человечество даже через полтысячелетия после его смерти, значит, это действительно был фантастический пройдоха.
Жизнь человека, легенды о котором вдохновили Иоганна Вольфганга Гёте на создание его великой трагедии, была полна скандалов. Реальный Иоганн Георг Фауст имел мало общего с романтичным ученым, который продал душу Мефистофелю.
Настоящий Фауст родился в немецком городе Книтлингене около 1480 года. О его детстве и молодости ничего не известно. В начале 16 века по Германии поползли слухи о неком Георгиусе Фаустусе, шарлатане, который брался повторить все чудеса Иисуса Христа. В 25 лет Фауст присвоил звание магистра и стал именовать себя философом.
В 1508 году самозванец по блату получил место преподавателя в школе города Крейцнах, но вскоре был с позором изгнан оттуда за то, что «развращал своих учеников, предаваясь гнусному пороку».
Обиженный магистр пустился в странствия, объездил всю Германию, занимаясь хиромантией, физиогномикой, алхимией и гаданием. В 1528 году он объявился в Париже при дворе короля Франциска I, которого обещал удивить сеансом левитации. Однако полет не получился. Пришлось скоропостижно покинуть территорию Франции.
Еще одно «парение над землёй» Фауст чуть позже пытался предпринять в Венеции, но и там фокус не удался, мало того, «воздухоплаватель» сильно расшибся. Далеко не везде публика соглашалась благосклонно смотреть на фокусы Фауста.
В 1532 году власти Нюрнберга распорядились не пускать в свой город «великого содомита и чернокнижника доктора Фауста». Как видно, к этому времени мошенник повысил своё научное звание до докторской степени.
Сведения о дальнейшей жизни доктора Фауста почерпнуты, в основном, из посмертных легенд о нём и еще более неправдоподобны, чем россказни о его полетах. Повсюду «ученого» якобы сопровождал черный пёс (иногда даже указывают его конкретную породу — пудель), под личиной которого, как уверяли современники, скрывался сам дьявол.
В Батенбурге Фауст угодил в тюрьму за то, что опрометчиво поделился с местным священником избавления от бороды без бритвы. Воспользовавшийся советом служитель культа остался не только без волос на подбородке, но и без кожи на нём и очень рассердился. Если бы история донесла до нас более подробную информацию об этом чудодейственном возможно, разнообразные «жилетты» лишились бы своего бизнеса.
В Базеле Фауст передал на кухню тушки птиц неизвестной породы с приказанием изжарить их. Тут же поползли слухи, что он добывает себе провиант из потусторонних миров. Анонимный автор «Циммерской хроники» в 1565 году подытожил, что «Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватит на сочинение целого трактата».
Смерть настигла чернокнижника в 1540 году (по другим данным, он прожил на восемь лет дольше). В его лаборатории в родном Книтлингене очередной алхимический опыт по выведению из реторты гомункулуса закончился неудачей. Произошел взрыв, уничтоживший как лабораторию, так и самого Фауста. Пострадавшие соседи говорили, что докторский «куманёк» (так якобы он называл дьявола) забрал родственника к себе.
Богатая биография доктора Фауста почти сразу перекочевала в устное народное творчество — в предания, легенды и анекдоты. Исключительно устными они оставались недолго, уже в 1587 году появилась печатная «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике». Книга вскоре была издана на других языках, причем переводчики весьма вольно трактовали образ Фауста.
Француз Пьер Кайе, на дух не переносивший Ренессанс, сделал доктора олицетворением осуждаемого им прогресса: Фауст по студентов вызывает призраков героев Гомера и тут же похотливо овладевает прекрасной Еленой. Англичанина Кристофера Марло качнуло в другую сторону: у него Фауст — гигант мысли, отец европейского Возрождения, воюющий с отсталой церковью.
В последующие века десятки авторов обращались к образу доктора-колдуна. Среди десятков поэм, драм и повестей выделяется трагедия Гёте, который, кстати, переименовал Фауста из Иоганна в Генриха. Классик немецкой литературы изобразил Фауста как борца за свободу человеческого духа. Присущей герою веры в силу жизни не могут омрачить даже козни Мефистофеля.
Но и грандиозное произведение Гёте тему Фауста не исчерпало. К этой фигуре обращались величайшие композиторы и художники. Лицо доктора можно увидеть во множестве кинофильмов (последним из которых на сегодня является картина «Фауст» Александра Сокурова).
Средневековый алхимик умудрился появиться даже в таких современных жанрах, как комиксы, японское аниме и компьютерные игры. Великий мошенник был бы весьма доволен тем, что и спустя пять столетий люди помнят о его проделках.
Жизнь человека, легенды о котором вдохновили Иоганна Вольфганга Гёте на создание его великой трагедии, была полна скандалов. Реальный Иоганн Георг Фауст имел мало общего с романтичным ученым, который продал душу Мефистофелю.
Настоящий Фауст родился в немецком городе Книтлингене около 1480 года. О его детстве и молодости ничего не известно. В начале 16 века по Германии поползли слухи о неком Георгиусе Фаустусе, шарлатане, который брался повторить все чудеса Иисуса Христа. В 25 лет Фауст присвоил звание магистра и стал именовать себя философом.
В 1508 году самозванец по блату получил место преподавателя в школе города Крейцнах, но вскоре был с позором изгнан оттуда за то, что «развращал своих учеников, предаваясь гнусному пороку».
Обиженный магистр пустился в странствия, объездил всю Германию, занимаясь хиромантией, физиогномикой, алхимией и гаданием. В 1528 году он объявился в Париже при дворе короля Франциска I, которого обещал удивить сеансом левитации. Однако полет не получился. Пришлось скоропостижно покинуть территорию Франции.
Еще одно «парение над землёй» Фауст чуть позже пытался предпринять в Венеции, но и там фокус не удался, мало того, «воздухоплаватель» сильно расшибся. Далеко не везде публика соглашалась благосклонно смотреть на фокусы Фауста.
В 1532 году власти Нюрнберга распорядились не пускать в свой город «великого содомита и чернокнижника доктора Фауста». Как видно, к этому времени мошенник повысил своё научное звание до докторской степени.
Сведения о дальнейшей жизни доктора Фауста почерпнуты, в основном, из посмертных легенд о нём и еще более неправдоподобны, чем россказни о его полетах. Повсюду «ученого» якобы сопровождал черный пёс (иногда даже указывают его конкретную породу — пудель), под личиной которого, как уверяли современники, скрывался сам дьявол.
В Батенбурге Фауст угодил в тюрьму за то, что опрометчиво поделился с местным священником избавления от бороды без бритвы. Воспользовавшийся советом служитель культа остался не только без волос на подбородке, но и без кожи на нём и очень рассердился. Если бы история донесла до нас более подробную информацию об этом чудодейственном возможно, разнообразные «жилетты» лишились бы своего бизнеса.
В Базеле Фауст передал на кухню тушки птиц неизвестной породы с приказанием изжарить их. Тут же поползли слухи, что он добывает себе провиант из потусторонних миров. Анонимный автор «Циммерской хроники» в 1565 году подытожил, что «Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватит на сочинение целого трактата».
Смерть настигла чернокнижника в 1540 году (по другим данным, он прожил на восемь лет дольше). В его лаборатории в родном Книтлингене очередной алхимический опыт по выведению из реторты гомункулуса закончился неудачей. Произошел взрыв, уничтоживший как лабораторию, так и самого Фауста. Пострадавшие соседи говорили, что докторский «куманёк» (так якобы он называл дьявола) забрал родственника к себе.
Богатая биография доктора Фауста почти сразу перекочевала в устное народное творчество — в предания, легенды и анекдоты. Исключительно устными они оставались недолго, уже в 1587 году появилась печатная «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике». Книга вскоре была издана на других языках, причем переводчики весьма вольно трактовали образ Фауста.
Француз Пьер Кайе, на дух не переносивший Ренессанс, сделал доктора олицетворением осуждаемого им прогресса: Фауст по студентов вызывает призраков героев Гомера и тут же похотливо овладевает прекрасной Еленой. Англичанина Кристофера Марло качнуло в другую сторону: у него Фауст — гигант мысли, отец европейского Возрождения, воюющий с отсталой церковью.
В последующие века десятки авторов обращались к образу доктора-колдуна. Среди десятков поэм, драм и повестей выделяется трагедия Гёте, который, кстати, переименовал Фауста из Иоганна в Генриха. Классик немецкой литературы изобразил Фауста как борца за свободу человеческого духа. Присущей герою веры в силу жизни не могут омрачить даже козни Мефистофеля.
Но и грандиозное произведение Гёте тему Фауста не исчерпало. К этой фигуре обращались величайшие композиторы и художники. Лицо доктора можно увидеть во множестве кинофильмов (последним из которых на сегодня является картина «Фауст» Александра Сокурова).
Средневековый алхимик умудрился появиться даже в таких современных жанрах, как комиксы, японское аниме и компьютерные игры. Великий мошенник был бы весьма доволен тем, что и спустя пять столетий люди помнят о его проделках.
Английский поэт и драматург, современник У. Шекспира Кристофер Марло
родился в городе Кентербери (графство Кент). Его отец, Джон Марло, по
профессии был сапожником.
Первоначальные знания (в том числе по классическим языкам и
стихосложению) Кристофер получил в грамматической школе. А продолжил
свое образование в колледже Тела Христова Кембриджского университета.
Скорее всего, в университете Кристофер увлекся сочинением пьес.
По существовавшей тогда традиции, сыновья небогатых родителей
готовились в университете к духовной карьере; эта же перспектива была
открыта и для Марло. Однако он выбрал другой путь. Получив ученую степень
магистра, Кристофер уехал в Лондон, где стал актером. Он также вошел в
группу профессиональных драматургов, за которыми закрепилось название
«университетские умы». Участники группы сочетали в своем творчестве
гуманистические взгляды с традициями английского народного театра.
Дебютом Марло как драматурга была постановка в сезоне 1587–1588 гг. его
объемной десятиактной трагедии «Тамерлан Великий». Пьеса имела громкий
и продолжительный успех. За ней последовали другие произведения:
«Трагическая история доктора Фауста» на сюжет популярной немецкой
легенды о чернокнижнике, продавшем душу дьяволу, трагедии «Мальтийский
еврей», «Эдуард II», «Парижская резня».
В начале 1590-х гг. Марло задумал поэму на античный сюжет. Однако
завершить произведение ему не удалось.
30 мая 1593 года талантливый драматург был убит в драке в таверне «Дейм
Элеанор Булл» близ Лондона. Его похоронили в церкви святого Николая
городка Дептфорд.
Лучшим произведением К. Марло многие критики считают пьесу
«Трагическая история доктора Фауста» (1588–1589). Легенда о
чернокнижнике, ученом докторе была популярна в Европе. Впервые она была
изложена в немецкой народной книге о Фаусте, изданной Иоганном Шписом
в 1587 году. Марло ознакомился с ней в английском переводе 1558 года.
Главный герой пьесы Марло жаждет овладеть глубочайшими тайнами
природы, быть «на земле, как в небесах Юпитер», только наука, которой он
занимался долгое время, не позволяла этого сделать. Тогда Фауст, в надежде
достичь своей мечты, подписал договор с дьяволом. Он отдал свою душу за
абсолютное великое знание. Однако стремление заполучить это знание и
достичь личной свободы приводят героя к трагическому финалу — к
одиночеству, утрате целостности сознания, к духовной катастрофе. Обретя
высшее знание, он забыл о своих великих замыслах и растратил его на пустые
фокусы.
В «Трагической истории доктора Фауста» Марло умело чередует серьёзные
и комические эпизоды, щедро вводит элементы средневекового театра:
аллегорическое шествие семи смертных грехов, прения ангелов и др.
Марло проложил дорогу Шекспиру, усовершенствовав язык английской
трагедии, отказавшись от рифмы, расковав пятистопный белый стих своих
предшественников. Драматург обогатил язык трагедии интонациями,
образностью и фразеологией лирической поэзии (обращение Фауста к Елене и
др.).