с имением своей матери сельцом михайловским в псковской губернии александр сергеевич пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 гг.
разны годы
под вашу сень, михайловские рощи,
являлся я; когда вы в первый раз
увидели меня, тогда я был
веселым юношей, беспечно, жадно
я приступал лишь только к жизни; годы
промчалися, и вы во мне прияли
усталого пришельца.
в михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия «борис годунов», центральные главы романа «евгений онегин», поэма «граф нулин», окончена поэма «цыганы», задуманы «маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «деревня», «пророк», «я помню чудное мгновенье», «вновь я посетил» и многие другие.
при жизни поэта владелицей с. михайловского была его мать. однако устраивалось имение еще в xviii веке его дедом о. а. приехав сюда из петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован «сельской жизнью, баней, клубникой и проч.». «запущенный сад» с. михайловского, зеленые дубравы, «беспечный мир полей» и вспоминание о милых обитателях соседнего имения тригорское - увозит поэт в душе своей, покидая эти места.
спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. в этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения «деревня» и «домовому»:
поместья мирного незримый покровитель,
тебя молю, мой добрый домовой,
храни селенье, лес и дикий садик мой
и скромную семьи моей
самое продолжительное время пребывания пушкина в михайловском - годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 г. по распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.
«бешенство скуки пожирает мое глупое существование», - пишет он, приехав в михайловское. дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. михайловского даже на любую из крепостей.
василий андреевич жуковский
друзья стараются успокоить его. «на все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал в. а. жуковский из петербурга. - ты имеешь не дарование, а гений. ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство».
тем временем пушкин и сам заметил: «я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман» («евгений онегин»). уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. через 10 лет, вспомнив об этом, пушкин сказал:
здесь меня таинственным щитом
святое провиденье осенило,
поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
и я воскрес душой.
святогорский монастырь и могила пушкина
«особенно ценно было для пушкина постоянное соприкосновение с святогорским монастырем как хранителем заветов старого благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической святой руси, пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.
с имением своей матери сельцом михайловским в псковской губернии александр сергеевич пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 гг.
разны годы
под вашу сень, михайловские рощи,
являлся я; когда вы в первый раз
увидели меня, тогда я был
веселым юношей, беспечно, жадно
я приступал лишь только к жизни; годы
промчалися, и вы во мне прияли
усталого пришельца.
в михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия «борис годунов», центральные главы романа «евгений онегин», поэма «граф нулин», окончена поэма «цыганы», задуманы «маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «деревня», «пророк», «я помню чудное мгновенье», «вновь я посетил» и многие другие.
при жизни поэта владелицей с. михайловского была его мать. однако устраивалось имение еще в xviii веке его дедом о. а. приехав сюда из петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован «сельской жизнью, баней, клубникой и проч.». «запущенный сад» с. михайловского, зеленые дубравы, «беспечный мир полей» и вспоминание о милых обитателях соседнего имения тригорское - увозит поэт в душе своей, покидая эти места.
спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. в этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения «деревня» и «домовому»:
поместья мирного незримый покровитель,
тебя молю, мой добрый домовой,
храни селенье, лес и дикий садик мой
и скромную семьи моей
самое продолжительное время пребывания пушкина в михайловском - годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 г. по распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.
«бешенство скуки пожирает мое глупое существование», - пишет он, приехав в михайловское. дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. михайловского даже на любую из крепостей.
василий андреевич жуковский
друзья стараются успокоить его. «на все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, - писал в. а. жуковский из петербурга. - ты имеешь не дарование, а гений. ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство».
тем временем пушкин и сам заметил: «я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман» («евгений онегин»). уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. через 10 лет, вспомнив об этом, пушкин сказал:
здесь меня таинственным щитом
святое провиденье осенило,
поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
и я воскрес душой.
святогорский монастырь и могила пушкина
«особенно ценно было для пушкина постоянное соприкосновение с святогорским монастырем как хранителем заветов старого благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической святой руси, пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.