Центральная фигура четвертого действия комедии А . С . Грибоедова « Горе от ума» — Репетилов. Его образ имеет важное значение для понимания идейного замысла пьесы и уяснения политической обстановки, сложившейся в России в начале 20-х годов XIX века. В доме Фамусова состоялся разговор Репетилова с Чацким. Ни один из героев - Горя от ума» не высказывается так полно,как Репетилов. С ним в комедию словно врывается тьма людей — так густо «заселены» его монологи, такие яркие характеристики дает он своим знакомым. При входе Репетилов падает. Едва встав, он начинает с того, что признается в любви Чацкому. Однако комичное появление героя не позволяет относиться к его словам серьезно: падение Репетилова уже настроило на ироническое восприятие и этих излияний, и его самого. Чацкий хорошо знает цену Репетилову, а потому с досадой обрывает его: Да полно вздор молоть. Из речи персонажа мы узнаем о его прежней жизни: Людьми пустыми дорожил! Сам бредил целый век обедом или балом! Играл! Проигрывал! Но так было раньше. Теперь же Репетилов не без гордости сообщает, что он общается с «умнейшими" людьми. Он представляется участником "секретнейшего союза" в Английском клубе. О чем же беседуют на "тайных собраньях"? О "камерах, присяжных о Бейроне", т.е. о том, что обсуждалось будущими декабристами и было близко такому человеку, как Чацкий. Тогда почему же тот считает, что надо "взашеи прогнать" эти тайны? В Репетилове Чацкий видит опошление дорогих для него понятий. В начале 19-го века в дворянском обществе царила мода на либерализм. Пустоту и шумную деятельность {а точнее, бездеятельность) псевдолибералов и разоблачает Грибоедов в образе Репетилова. Под стать этому персонажу и другие завсегдатаи Английского клуба. Понятие о личности Евдокима Воркулова дает его любимая ария: «А! Нон лашьяр ми, но, но, но». Это ария из оперы итальянского композитора Б. Галуппи «Покинутая Дидона». Она не пользовалась успехом у подлинных ценителей музыки. А весьма туманное название сочинения «гения» Удушьева — "Взгляд и нечто" — невольно заставляет усомниться в его гениальности. Выясняется, что о высокой честности на «тайных собраньях» рассуждают люди, нечистые на руку. "Секретнейший союз", о котором с восторгом отзывается Репетилов, это показной либерализм. Сам же Репетилов - болтун и бездельник. Правда, при этом он по-своему искренен. Репетилов не является политическим при а ведь, как известно, некоторые «либералы», умело используя настроения Александра I, делали карьеру). Он действительно увлечен «секретнейшим союзом» и восхищается им. Мнение общества для Репетилова превыше собственного. Может быть, отчасти это обусловлено склонностью героя к самоуничижению.Решающее значение здесь имеет зависимость от молвы, вообще свойственная фамусовскому обществу. Когда Репетилов услышал, что Чацкий «в уме сурьезно поврежден», он поначалу не поверил этому. "Вранье", — прямо заявляет он. Но его настойчиво убеждают в обратном, и вот уже Репетилов верит, что Чацкий действительно сумасшедший. Да и фамилия героя — от французского гереtег (повторять) — говорит о том, что он привык повторять чужие слова и не имеет собственных мыслей. Репетилов занимает в комедии особое место. Он появляется тогда, когда, казалось бы, никаких новых персонажей уже не требуется. Главное, о чем хотел сказать автор, сказано. Столкновение Чацкого, выразителя новых, порожденных временем идей, с фамусовским обществом обозначено. «Подлейшего житья подлейшие черты» раскрыты. Правда, именно из-за Репетилова Чацкий, находившийся в швейцарской, узнает о клевете. Образ Репетилова служит фоном, на котором еще ярче выступают твердость, волевой характер главного героя — Чацкого, его решимость в борьбе с фамусовским обществом.
Да полно вздор молоть.
Из речи персонажа мы узнаем о его прежней жизни:
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Играл! Проигрывал!
Но так было раньше. Теперь же Репетилов не без гордости сообщает, что он общается с «умнейшими" людьми. Он представляется участником "секретнейшего союза" в Английском клубе. О чем же беседуют на "тайных собраньях"? О "камерах, присяжных о Бейроне", т.е. о том, что обсуждалось будущими декабристами и было близко такому человеку, как Чацкий. Тогда почему же тот считает, что надо "взашеи прогнать" эти тайны? В Репетилове Чацкий видит опошление дорогих для него понятий. В начале 19-го века в дворянском обществе царила мода на либерализм. Пустоту и шумную деятельность {а точнее, бездеятельность) псевдолибералов и разоблачает Грибоедов в образе Репетилова. Под стать этому персонажу и другие завсегдатаи Английского клуба. Понятие о личности Евдокима Воркулова дает его любимая ария:
«А! Нон лашьяр ми, но, но, но».
Это ария из оперы итальянского композитора Б. Галуппи «Покинутая Дидона». Она не пользовалась успехом у подлинных ценителей музыки. А весьма туманное название сочинения «гения» Удушьева — "Взгляд и нечто" — невольно заставляет усомниться в его гениальности. Выясняется, что о высокой честности на «тайных собраньях» рассуждают люди, нечистые на руку.
"Секретнейший союз", о котором с восторгом отзывается Репетилов, это показной либерализм. Сам же Репетилов - болтун и бездельник. Правда, при этом он по-своему искренен. Репетилов не является политическим при а ведь, как известно, некоторые «либералы», умело используя настроения Александра I, делали карьеру). Он действительно увлечен «секретнейшим союзом» и восхищается им.
Мнение общества для Репетилова превыше собственного. Может быть, отчасти это обусловлено склонностью героя к самоуничижению.Решающее значение здесь имеет зависимость от молвы, вообще свойственная фамусовскому обществу. Когда Репетилов услышал, что Чацкий «в уме сурьезно поврежден», он поначалу не поверил этому. "Вранье", — прямо заявляет он. Но его настойчиво убеждают в обратном, и вот уже Репетилов верит, что Чацкий действительно сумасшедший. Да и фамилия героя — от французского гереtег (повторять) — говорит о том, что он привык повторять чужие слова и не имеет собственных мыслей. Репетилов занимает в комедии особое место. Он появляется тогда, когда, казалось бы, никаких новых персонажей уже не требуется. Главное, о чем хотел сказать автор, сказано. Столкновение Чацкого, выразителя новых, порожденных временем идей, с фамусовским обществом обозначено. «Подлейшего житья подлейшие черты» раскрыты. Правда, именно из-за Репетилова Чацкий, находившийся в швейцарской, узнает о клевете.
Образ Репетилова служит фоном, на котором еще ярче выступают твердость, волевой характер главного героя — Чацкого, его решимость в борьбе с фамусовским обществом.