Остап – старший «…в первый год (из киевской бурсы) бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если тот не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься. Андрий же, наоборот, «учился охотнее и без напряжения», «был более изобретателен, нежели его брат».
Братья обладают сильным характером, но Остап «считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей… был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки… был прямодушен с равными, имел доброту…». Андрий же, имея чувства более живые и развитые, «чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Остап мечтает стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Младший же брат, желая совершить подвиг, любил помечтать и в одиночестве побродить по улицам Киева.На Сечи «Остап и Андрий мало занимались военною школою», дела не было. Они ходили в степи для стрельбы птиц, оленей и коз, выходили на озера и протоки за рыбой, бойко и метко стреляли, переплывали Днепр против течения. Отличались от других «прямою удалью и удачливостью во всем».
Но вот пришло настоящее дело: «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их… стали теперь грозны и сильны». Остап казался прирожденным воином, обладал в бою хладнокровием, «почти неестественным для двадцатидвухлетнего». Тарас считал, что из него «будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет». Остап не обманул ожиданий отца. Андрий в бою не размышлял, «бешеную негу и упоение он видел в битве», шел на то, «на что никогда бы не решился хладнокровный и разумный». Как говорил Тарас, «не Остап, а добрый, добрый также вояка». При осаде казаками города Дубно Андрий вновь встретил свою полячку, умирающую с голоду, но еще более прекрасную. Пробираясь с хлебом в город, Андрий столкнулся с братом и отцом. Полусонному Остапу он пригрозил в испуге смертью, а от отца услышал пророческие слова: «Не доведут тебя бабы до добра». Душе Андрия доступны впечатления, над которыми бы посмеялись брат и отец: он может залюбоваться красотой летней ночи, удивляться органной музыке. Вторая встреча с полячкой стала роковой для Андрия: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Андрий остался в стане врага.
Иначе сложилась судьба Остапа. Уманцы выбрали его во время боя в куренные атаманы и не ошиблись, так как не только храбрость, но и мудрость проявил он: «Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы старый!»
Андрий пошел в бой во главе гусарского полка против своих, но не различал он ни своих, ни чужих, ничего не видел он, только «длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев». Остановить Андрия мог только отец, молча и безропотно принимает сын смерть от его руки, шепча имя возлюбленной. Одного сына отец покарал за предательство, другого на его глазах взяли в плен.
Чудом выживший в этом бою, Тарас пробирается в Варшаву и присутствует при казни Остапа. Как в школе под розгами Остап не выдавал товарищей, так и среди врагов под пытками не издал он ни звука. И, как в бою, глядя на доблесть сына, одобрительно повторял Тарас: «Добре, сынку, добре!» Не подвел его второй сын, гордо мог смотреть на людей Тарас и, рискуя своей жизнью, ответил на душевный крик Остапа: «Батько! где ты? Слышишь ли ты». – «Слышу!».
Братья обладают сильным характером, но Остап «считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей… был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки… был прямодушен с равными, имел доброту…». Андрий же, имея чувства более живые и развитые, «чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Остап мечтает стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Младший же брат, желая совершить подвиг, любил помечтать и в одиночестве побродить по улицам Киева.На Сечи «Остап и Андрий мало занимались военною школою», дела не было. Они ходили в степи для стрельбы птиц, оленей и коз, выходили на озера и протоки за рыбой, бойко и метко стреляли, переплывали Днепр против течения. Отличались от других «прямою удалью и удачливостью во всем».
Но вот пришло настоящее дело: «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами. Черты лица их… стали теперь грозны и сильны». Остап казался прирожденным воином, обладал в бою хладнокровием, «почти неестественным для двадцатидвухлетнего». Тарас считал, что из него «будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет». Остап не обманул ожиданий отца. Андрий в бою не размышлял, «бешеную негу и упоение он видел в битве», шел на то, «на что никогда бы не решился хладнокровный и разумный». Как говорил Тарас, «не Остап, а добрый, добрый также вояка». При осаде казаками города Дубно Андрий вновь встретил свою полячку, умирающую с голоду, но еще более прекрасную. Пробираясь с хлебом в город, Андрий столкнулся с братом и отцом. Полусонному Остапу он пригрозил в испуге смертью, а от отца услышал пророческие слова: «Не доведут тебя бабы до добра». Душе Андрия доступны впечатления, над которыми бы посмеялись брат и отец: он может залюбоваться красотой летней ночи, удивляться органной музыке. Вторая встреча с полячкой стала роковой для Андрия: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Андрий остался в стане врага.
Иначе сложилась судьба Остапа. Уманцы выбрали его во время боя в куренные атаманы и не ошиблись, так как не только храбрость, но и мудрость проявил он: «Вот и новый атаман, а ведет войско так, как бы старый!»
Андрий пошел в бой во главе гусарского полка против своих, но не различал он ни своих, ни чужих, ничего не видел он, только «длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев». Остановить Андрия мог только отец, молча и безропотно принимает сын смерть от его руки, шепча имя возлюбленной. Одного сына отец покарал за предательство, другого на его глазах взяли в плен.
Чудом выживший в этом бою, Тарас пробирается в Варшаву и присутствует при казни Остапа. Как в школе под розгами Остап не выдавал товарищей, так и среди врагов под пытками не издал он ни звука. И, как в бою, глядя на доблесть сына, одобрительно повторял Тарас: «Добре, сынку, добре!» Не подвел его второй сын, гордо мог смотреть на людей Тарас и, рискуя своей жизнью, ответил на душевный крик Остапа: «Батько! где ты? Слышишь ли ты». – «Слышу!».