Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» написана сразу после отмены крепостного права в 1862 году, то есть во времена проводимой Александром II реформы. Как водится, период перемен является самым тяжелым для простого народа. Об этом красноречиво свидетельствует название деревень, жителями которых являлись мужики – искатели: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка. Но простому труженику не свойственно отчаиваться, поэтому поиск счастья - ключевая тема произведения, а главный вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» автор вложил в уста семерых крестьян.
В православной стране первому, кому был задан этот вопрос, естественно, стал священник. Счастье поп описал в трех словах: покой, богатство, честь. Все эти составляющие, по мнению мужиков, присущи только помещику, священнику, чиновнику, царю. Но не нашли они того человека, кто сказал бы, что есть у него все это. У попа нет покоя и сна, нет богатства, мучает жалость к беднякам. У помещика нет полной власти над бывшими крепостными крестьянами, что его злит до умопомрачения. В свете проводимых в стране изменений, заслуги и регалии предыдущих поколений дворян теряют смысл и лишают вседозволенности. Призыв реформаторов: «Довольно барствовать! Проснись, помещик заспанный! Вставай! — учись! трудись!..» - взывает бурю негодования, приводит к унынию от безысходности и понимания того, что возврата к прежнему режиму не будет.
Сами крестьяне по-разному видят своё счастье. Одни продолжают тяжело трудиться, жить, повинуясь помещикам, стараются им угодить, терпят унижения и издевательства, надеются взамен получить землю, а вместе с ней полную свободу. Тем самым, символизируя веру русского народа в «доброго царя». Но мечта о справедливости разбивается об обман барина и его наследников. Другие, подстраиваясь под обстоятельства, не желая работать на земле, берут на себя роль бургомистра-шута, но при этом желают хорошо заработать и не бедствовать. Они своим поведение вызывают у односельчан только презрение. Третьи решили, что кабак и выпивка, вот оно - счастье.
Однако внутри самой среды крестьян есть своеобразное «крепостное право». Доля русской женщины, на примере Матрены Тимофеевны, и вовсе рабское ярмо в семье. Именно она говорит мужикам: «…Счастья нет ни у кого: ни у неё, ни у других людей…» - несмотря на то, что её в народе окрестили счастливицей. Эти слова подтверждаются самой жизнью на примере бурмистра Гирина, человека порядочного, честного, деятельного, хозяйственного. Благодаря этим качествам Ермила смог выкупить мельницу на собранные народом деньги, вернуть всем долги с торицей, как только встал на ноги. Тем самым заслужил всеобщий почет и уважение. Но он не счастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и Ермила был заключен в острог.
Автор словами: «Над Русью оживающей» - обращает внимание читателя на то, что будущее принадлежит молодому поколению, представителем которого становится Гриша Добросклонов. Будучи грамотным человеком – семинаристом, понимает, что перемены в стране, как бы не было тяжело в начале, позволят в конце концов, народу стать счастливее. Но счастье это не в долготерпении и покорности, с целью мещанского и мелочного обогащения, а в преодолении внутреннего рабства и приобретении не только физической, но и моральной свободы:
«…Довольно! Окончен с расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» популярна и в сегодняшнее время. Проходят десятки поколений, но до сих пор человек ищет состояние полной удовлетворённости жизнью. Сейчас, для многих оно приравнивается только к наличию достатка, однако это совершенно неправильно. Если всю свою жизнь посвятить стремлению к наживе, то можно попасть в «денежное рабство» и потерять свою личность и внутреннюю свободу. Поэтому всегда нужно помнить, что счастлив тот, кто совершает благие поступки, кто живёт для семьи, кто заботится о родных и близких, кто имеет возможность своё хобби сделать любимым делом, а всё это нельзя соединять и равнять только на деньги:
«…Пусть жизнь и тяжела,
Но счастлив я,
Что вся она моя,
И благие в ней дела!»
Таким образом, очевидно, что только свободный член общества, идущий по жизни с гордо поднятой головой, увлеченный, с ярко выраженной гражданской позицией, может быть счастлив. Именно эту мысль, по моему мнению, через поколения пытается донести до нас Н.А. Некрасов.
вот
Объяснение:
Кому на Руси жить хорошо?
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» написана сразу после отмены крепостного права в 1862 году, то есть во времена проводимой Александром II реформы. Как водится, период перемен является самым тяжелым для простого народа. Об этом красноречиво свидетельствует название деревень, жителями которых являлись мужики – искатели: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка. Но простому труженику не свойственно отчаиваться, поэтому поиск счастья - ключевая тема произведения, а главный вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» автор вложил в уста семерых крестьян.
В православной стране первому, кому был задан этот вопрос, естественно, стал священник. Счастье поп описал в трех словах: покой, богатство, честь. Все эти составляющие, по мнению мужиков, присущи только помещику, священнику, чиновнику, царю. Но не нашли они того человека, кто сказал бы, что есть у него все это. У попа нет покоя и сна, нет богатства, мучает жалость к беднякам. У помещика нет полной власти над бывшими крепостными крестьянами, что его злит до умопомрачения. В свете проводимых в стране изменений, заслуги и регалии предыдущих поколений дворян теряют смысл и лишают вседозволенности. Призыв реформаторов: «Довольно барствовать! Проснись, помещик заспанный! Вставай! — учись! трудись!..» - взывает бурю негодования, приводит к унынию от безысходности и понимания того, что возврата к прежнему режиму не будет.
Сами крестьяне по-разному видят своё счастье. Одни продолжают тяжело трудиться, жить, повинуясь помещикам, стараются им угодить, терпят унижения и издевательства, надеются взамен получить землю, а вместе с ней полную свободу. Тем самым, символизируя веру русского народа в «доброго царя». Но мечта о справедливости разбивается об обман барина и его наследников. Другие, подстраиваясь под обстоятельства, не желая работать на земле, берут на себя роль бургомистра-шута, но при этом желают хорошо заработать и не бедствовать. Они своим поведение вызывают у односельчан только презрение. Третьи решили, что кабак и выпивка, вот оно - счастье.
Однако внутри самой среды крестьян есть своеобразное «крепостное право». Доля русской женщины, на примере Матрены Тимофеевны, и вовсе рабское ярмо в семье. Именно она говорит мужикам: «…Счастья нет ни у кого: ни у неё, ни у других людей…» - несмотря на то, что её в народе окрестили счастливицей. Эти слова подтверждаются самой жизнью на примере бурмистра Гирина, человека порядочного, честного, деятельного, хозяйственного. Благодаря этим качествам Ермила смог выкупить мельницу на собранные народом деньги, вернуть всем долги с торицей, как только встал на ноги. Тем самым заслужил всеобщий почет и уважение. Но он не счастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и Ермила был заключен в острог.
Автор словами: «Над Русью оживающей» - обращает внимание читателя на то, что будущее принадлежит молодому поколению, представителем которого становится Гриша Добросклонов. Будучи грамотным человеком – семинаристом, понимает, что перемены в стране, как бы не было тяжело в начале, позволят в конце концов, народу стать счастливее. Но счастье это не в долготерпении и покорности, с целью мещанского и мелочного обогащения, а в преодолении внутреннего рабства и приобретении не только физической, но и моральной свободы:
«…Довольно! Окончен с расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» популярна и в сегодняшнее время. Проходят десятки поколений, но до сих пор человек ищет состояние полной удовлетворённости жизнью. Сейчас, для многих оно приравнивается только к наличию достатка, однако это совершенно неправильно. Если всю свою жизнь посвятить стремлению к наживе, то можно попасть в «денежное рабство» и потерять свою личность и внутреннюю свободу. Поэтому всегда нужно помнить, что счастлив тот, кто совершает благие поступки, кто живёт для семьи, кто заботится о родных и близких, кто имеет возможность своё хобби сделать любимым делом, а всё это нельзя соединять и равнять только на деньги:
«…Пусть жизнь и тяжела,
Но счастлив я,
Что вся она моя,
И благие в ней дела!»
Таким образом, очевидно, что только свободный член общества, идущий по жизни с гордо поднятой головой, увлеченный, с ярко выраженной гражданской позицией, может быть счастлив. Именно эту мысль, по моему мнению, через поколения пытается донести до нас Н.А. Некрасов.