В романе “Что
делать?”, во всей его образной системе
Чернышевский пытался представить в живых
героях, в жизненных ситуациях те нормативы,
которые, как он полагал, должны явиться
главным мерилом общественной морали. В их
утверждении Чернышевский видел высокое
предназначение искусства.
Нетрудно
убедиться в том, что герои “Что делать?” не
только “особенные люди”, но и обыкновенные
“новые люди”. Лопухов, Кирсанов, Вера
Павловна руководствуются в своей
повседневной жизни именно этим принципом.
Их так называемый “разумный эгоизм” —
результат осознанной целеустремленности,
убежденности в том, что индивидууму может
быть вполне хорошо лишь в разумно
устроенном обществе, среди людей, которым
тоже хорошо. Этих правил, как мы знаем,
придерживался в жизни сам Чернышевский,
им следуют
“новые люди” — герои его романа.
“Новые
люди” не грешат и не каются. Они всегда
размышляют и поэтому делают только ошибки в
расчете, а потом исправляют эти ошибки и
избегают их в последующих выкладках. У “новых
людей” добро и истина, честность и знание,
характер и ум оказываются тождественными
понятиями; чем умнее человек, тем он честнее,
потому что он меньше делает ошибок. “Новые
люди” никогда ничего не требуют от других,
им самим необходима полная свобода чувств,
мыслей и поступков, и потому
они
глубоко уважают эту свободу в других. Они
принимают друг от друга то, что дается, — не
говорю, добровольно, этого мало, но с
радостью, с полным и живым наслаждением.
Объяснение:
В романе “Что
делать?”, во всей его образной системе
Чернышевский пытался представить в живых
героях, в жизненных ситуациях те нормативы,
которые, как он полагал, должны явиться
главным мерилом общественной морали. В их
утверждении Чернышевский видел высокое
предназначение искусства.
Нетрудно
убедиться в том, что герои “Что делать?” не
только “особенные люди”, но и обыкновенные
“новые люди”. Лопухов, Кирсанов, Вера
Павловна руководствуются в своей
повседневной жизни именно этим принципом.
Их так называемый “разумный эгоизм” —
результат осознанной целеустремленности,
убежденности в том, что индивидууму может
быть вполне хорошо лишь в разумно
устроенном обществе, среди людей, которым
тоже хорошо. Этих правил, как мы знаем,
придерживался в жизни сам Чернышевский,
им следуют
“новые люди” — герои его романа.
“Новые
люди” не грешат и не каются. Они всегда
размышляют и поэтому делают только ошибки в
расчете, а потом исправляют эти ошибки и
избегают их в последующих выкладках. У “новых
людей” добро и истина, честность и знание,
характер и ум оказываются тождественными
понятиями; чем умнее человек, тем он честнее,
потому что он меньше делает ошибок. “Новые
люди” никогда ничего не требуют от других,
им самим необходима полная свобода чувств,
мыслей и поступков, и потому
они
глубоко уважают эту свободу в других. Они
принимают друг от друга то, что дается, — не
говорю, добровольно, этого мало, но с
радостью, с полным и живым наслаждением.
Объяснение: