Повести и рассказы 1828 – Изидор и Анюта 1828 – Пагубные последствия необузданного воображения 1825 – Лафертовская маковница 1828 – Путешествие в дилижансе 1829 – Черная курица, или Подземные жители 1829 – Посетитель магика
В 1828 году выпустил сборник повестей и рассказов «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» , в который вошли произведения, написанные в духе Э. Т. А. Гофмана, где фантастическое соседствует с обыденным. Этот сборник построен на мистификации и литературной игре: скучающего помещика села П*** (от лица которого выступает сам автор) посещает его двойник – добродушное привидение, с которым ведутся беседы о природе таинственного, неизученного, для чего в это произведение оригинально включен ряд фантастических «внутренних повестей» (о любви человека к механической кукле, о судьбе человека, воспитанного обезьяной, об общении с потусторонним миром) . Надо сказать, что самым известным произведением этого цикла Погорельского на сегодняшний день является повесть «Лафертовская маковница» . Она была опубликована в 1825 году в мартовском номере петербургского журнала А. Ф. Воейкова «Новости литературы» под псевдонимом «Антоний Погорельский» (свой псевдоним автор взял от названия села Погорельцы, соседствующего с родиной писателя – Перово, где находилось его наследственное имение) , и критики назвали ее «первой фантастической повестью России» . [Рисунок к сказке «Черная курица или Подземные жители» ] Но для современного читателя имя Антония Погорельского прежде всего связано со сказочной повестью «Черная курица или Подземные жители, волшебная сказка для детей» (1829), рассказывающей о воображаемых приключениях мальчика Алеши в подполе его собственного дома. Эта повесть, которая активно переиздается и сейчас, была выпущена одновременно с его избранием в члены Российской академии и стала первой русской авторской сказкой в прозе для детей. Погорельский написал ее для своего десятилетнего племянника Алеши Толстого, воспитание которого он считал главным делом своей жизни. Тем более отрадно, что, повзрослев, племянник писателя сам стал замечательным русским писателем Алексеем Константиновичем Толстым. Известны также и другие фантастические произведения Погорельского – рассказ «Посетитель магика» , якобы переведенный с английского и опубликованный в «Бабочке» (1829) да еще отрывки из незавершенного романа «Магнетизер» , начало которого увидело в свет в «Литературной газете» за 1830 год. В его творческом багаже было еще несколько повестей, переводов, , но весь архив писателя бесследно исчез. Если верить легенде, управляющий имением Погорельцы – страстный гурман, извел литературные труды барина на любимое кушанье – котлеты в папильотках. В те же 30-е годы Загоскин обращается к любимой теме своего детства - "готическому" роману. В течении нескольких лет он пишет цикл повестей-рассказов под общим названием "Вечер на Хопре", роман "Искуситель" и роман "Тоска по родине". За циклом повестей "Вечер на Хопре", который стал пробным камнем Загоскина в этом жанре, отчетливо проступает подросток-книгочей Миша Загоскин, захваченный чтением произведений любимой Анны Радклиф. В самом начале Загоскин, от имени рассказчика, объясняет свою привязанность к "страшным" историям и загадкам: "Не могу описать, какое неизъяснимое наслаждение чувствую я всякий раз, когда слушаю повесть, от которой волосы на голове моей становятся дыбом, сердце замирает и мороз отдирает по коже".
В России романтическая фантастика представлена в творчестве В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, А. Ф. Вельтмана
Достоевский «Бобок» и «Сон смешного человека»
О патриотизме Толстой Лев "Севастопольские рассказы"
Погорельский Антоний
Повести и рассказы
1828 – Изидор и Анюта
1828 – Пагубные последствия необузданного воображения
1825 – Лафертовская маковница
1828 – Путешествие в дилижансе
1829 – Черная курица, или Подземные жители
1829 – Посетитель магика
В 1828 году выпустил сборник повестей и рассказов «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» , в который вошли произведения, написанные в духе Э. Т. А. Гофмана, где фантастическое соседствует с обыденным. Этот сборник построен на мистификации и литературной игре: скучающего помещика села П*** (от лица которого выступает сам автор) посещает его двойник – добродушное привидение, с которым ведутся беседы о природе таинственного, неизученного, для чего в это произведение оригинально включен ряд фантастических «внутренних повестей» (о любви человека к механической кукле, о судьбе человека, воспитанного обезьяной, об общении с потусторонним миром) . Надо сказать, что самым известным произведением этого цикла Погорельского на сегодняшний день является повесть «Лафертовская маковница» . Она была опубликована в 1825 году в мартовском номере петербургского журнала А. Ф. Воейкова «Новости литературы» под псевдонимом «Антоний Погорельский» (свой псевдоним автор взял от названия села Погорельцы, соседствующего с родиной писателя – Перово, где находилось его наследственное имение) , и критики назвали ее «первой фантастической повестью России» . [Рисунок к сказке «Черная курица или Подземные жители» ]
Но для современного читателя имя Антония Погорельского прежде всего связано со сказочной повестью «Черная курица или Подземные жители, волшебная сказка для детей» (1829), рассказывающей о воображаемых приключениях мальчика Алеши в подполе его собственного дома. Эта повесть, которая активно переиздается и сейчас, была выпущена одновременно с его избранием в члены Российской академии и стала первой русской авторской сказкой в прозе для детей. Погорельский написал ее для своего десятилетнего племянника Алеши Толстого, воспитание которого он считал главным делом своей жизни. Тем более отрадно, что, повзрослев, племянник писателя сам стал замечательным русским писателем Алексеем Константиновичем Толстым.
Известны также и другие фантастические произведения Погорельского – рассказ «Посетитель магика» , якобы переведенный с английского и опубликованный в «Бабочке» (1829) да еще отрывки из незавершенного романа «Магнетизер» , начало которого увидело в свет в «Литературной газете» за 1830 год. В его творческом багаже было еще несколько повестей, переводов, , но весь архив писателя бесследно исчез. Если верить легенде, управляющий имением Погорельцы – страстный гурман, извел литературные труды барина на любимое кушанье – котлеты в папильотках.
В те же 30-е годы Загоскин обращается к любимой теме своего детства - "готическому" роману. В течении нескольких лет он пишет цикл повестей-рассказов под общим названием "Вечер на Хопре", роман "Искуситель" и роман "Тоска по родине". За циклом повестей "Вечер на Хопре", который стал пробным камнем Загоскина в этом жанре, отчетливо проступает подросток-книгочей Миша Загоскин, захваченный чтением произведений любимой Анны Радклиф. В самом начале Загоскин, от имени рассказчика, объясняет свою привязанность к "страшным" историям и загадкам: "Не могу описать, какое неизъяснимое наслаждение чувствую я всякий раз, когда слушаю повесть, от которой волосы
на голове моей становятся дыбом, сердце замирает и мороз отдирает по коже".
В России романтическая фантастика представлена в творчестве В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, А. Ф. Вельтмана
Достоевский «Бобок» и «Сон смешного человека»
О патриотизме Толстой Лев "Севастопольские рассказы"