В "Борисе Годунове" переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Пушкин избрал Бориса Годунова-правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.
Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, -ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное чувство народа заставляет его отвернуться от "царя-Ирода". Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта-циничный урок:
Милости не чувствует народ: Твори добро-не скажет он Грабь и казни-тебе не будет хуже.
Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь.
Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, -выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:
Борис, Борис! Все пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца — А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от божьего суда.
С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и бес легко передоверяет инициативу боярам: "...то ведают бояре, Не нам чета... ". Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем "царя-Ирода". Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос-Мужика на амвоне:
Народ, народ! В Кремль! В царские палаты! Ступай! Вязать Борисова щенка!
Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор- теперь сам "гонимый младенец", кровь которого с почти ритуальной фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами: "Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. (Народ в ужасе молчит. ) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! "
Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.
Финальная ремарка: "Народ безмолвствует" о многом говорит. Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.
и трагедия народа.
Пушкин избрал Бориса Годунова-правителя, стремившегося снискать
народную любовь и не чуждого государственной мудрости.
Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти,
чуждой народу.
Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра.
Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь
ценой преступления, -ступени трона всегда в крови.
Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но
безошибочное чувство народа заставляет его отвернуться от "царя-Ирода".
Покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, неизбежно
делается тираном. Венец его политического опыта-циничный урок:
Милости не чувствует народ:
Твори добро-не скажет он
Грабь и казни-тебе не будет хуже.
Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и
просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь.
Однако и позиция народа противоречива. С одной стороны, народ у
Пушкина обладает безошибочным нравственным чутьем, -выразителями
его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец.
Так, общаясь в монастыре с Пименом, Григорий Отрепьев заключает:
Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца —
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.
С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и бес
легко передоверяет инициативу боярам: "...то ведают бояре, Не нам чета... ".
Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем "царя-Ирода". Именно слабость самозванца оборачивается его силой,
так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Поэт смело вводит в действие народ и дает ему голос-Мужика на амвоне:
Народ, народ! В Кремль! В царские палаты!
Ступай! Вязать Борисова щенка!
Народное восстание победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор-
теперь сам "гонимый младенец", кровь которого с почти ритуальной
фатальностью должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец.
В последней сцене на крыльцо дома Бориса выходит Мосальский со словами:
"Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. (Народ в ужасе молчит. ) Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! "
Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не
обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя-Ирода.
Финальная ремарка: "Народ безмолвствует" о многом говорит.
Эта фраза символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие
народа вырваться из этого круга.