Эолова арфа. Написано в ноябре 1814 г. Напечатано впервые в журнале «Амфион» , 1815, кн. III. Принадлежит к числу оригинальных Жуковского. Как в «Алина и Альсим» и «Эльвина и Эдвин» , тема «запрещенной любви» имеет здесь автобиографический смысл (см. примечания к указанным ) . Автобиографический сюжет облечен в формы «оссиановской» поэзии (средневековый колорит, любовь бедного певца и владелицы замка) . Атмосферу «оссианизма» создают также имена и названия — Ордал, Минвана (термин «оссианизм» происходит от имени легендарного поэта Оссиана, — см. Дж. Макферсон «Поэмы Оссиана» , 1762—1765). Морвена — название страны в одной из песен Оссиана. Жуковский совмещает оссиановскую сумрачную таинственность с поэтическим лиризмом, характерным для его собственной поэзии этих лет. Замечателен любовный диалог Минваны и Арминия, некоторыми чертами напоминающий сцену прощания Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира (3-й акт) . Образ оставленной на дереве арфы, своим звучанием напоминающей о певце, навеян стихотворениями Фр. Маттисона «Lied aus der Ferne» («Песнь издалека» ) и И. И. Дмитриева «Лира» .
Белинский писал об «Эоловой арфе» : «...она — прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского» .
Белинский писал об «Эоловой арфе» : «...она — прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского» .