Анализ стихотворения в. набокова "на качелях". в листву узорчатую зыбко плеснула тонкая доска, лазури брызнула улыбка, и заблистали небеса. и на мгновенье, над ветвями, я замер в пламени весны, держась простёртыми руками за две звенящие струны. но ослепительно метнулась ликующая синева, доска стремительно качнулась, и снизу хлынула листва. и лиловеющая зелень вновь заслонила небосвод, и очарованно бесцелен дугообразный стал полёт. так реял я, то опускаясь, мелькая тенью по листам, то на приближаясь к недостижимым облакам. 1. обращая внимание на характер движения лирического героя, определите тип действия в стихотворении: меняется ли мир, то есть переходит от одного качественного состояния к другому, или мир остаётся тождественным самому себе, а действие связано с перемещением лирического героя. 2. отличается ли чем-нибудь движение лирического героя вверх на качелях от его движения вниз? или же "рисунок" этого движения совпадает? чем объясняется такие образные наименования атрибутов движения на качелях как: "плеснула тонкая доска", "держась простёртыми руками за две звенящие струны", "снизу хлынула листва"? можно ли сказать, что между движениями качелей вверх-вниз устанавливается какая-либо ценностная иерархия (если да, то либо же они равнозначны для лирического героя?

Воробушка32 Воробушка32    3   21.09.2019 17:10    11

Ответы
lenok010 lenok010  08.10.2020 07:36
1. В моем понимании действие в стихотворении Владимира Набокова связано с перемещением лирического героя. Он переходит от одного мира к другому. Т.е. и мир там не один - явно видно два образа мира! Герой то взлетает к приветливо улыбающимся ему блистающим небесам, задерживаясь там на мгновение, то вновь мчится вниз, к заслоняющей лазурь небосвода лиловеющей зелени.
    Интересно, что автор не говорит о том, что лирический герой управляет движением. Наоборот, его герой признается, что это тонкая  досточка перемещает его, а он только подчиняется этому движению. Очарованно и бесцельно реет.
2. Характер движения вверх и вниз различен.
    Движение "вверх" показано более тонким,  оно описано подробнее, в замедленном времени.  В высшей точке лирический герой на мгновение замирает, время останавливается: возникает ассоциация с молитвой. На это наталкивает поза героя с простертыми руками. А "две звенящие струны" передают невыразимое словами состояние души. Герой стремится удержаться в этом состоянии.
    Движение вниз - стремительное проваливание в пучину радующейся его возвращению листвы, стремящейся задержать героя, закрывая собою небосвод. 
    Атрибуты движения вверх - плеск, брызги - радостные, светлые, они не могут погасить пламени обновления.
    Атрибут движения вниз - хлынувший грубый и мощный поток, все сметающий на своем пути.
    Чувствуется, что героя привлекает верх, он занимает больше места в стихотворении. Герой признается, что облака для него недостижимы, поэтому  более ценны мгновения наверху, чем низ, который он не считает настоящей жизнью, быстро проскальзывая по ней тенью..
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Литература