стихотворение было написано 28 января 1837 года (на следующий день после дуэли пушкина с дантесом) . через несколько дней после похорон пушкина к лермонтову пришёл его родственник камер-юнкер н. а. столыпин, который, выражая мнение “высшего света”, защищал дантеса и обвинял в случившемся самого пушкина. бабушка лермонтова так же считала, что “пушкин сел не в свои сани и не умел конями”, то есть, что пушкин сам виноват в своей гибели. возмущённый этими разговорами о причинах гибели пушкина, лермонтов прибавил к своему стихотворению ещё 16 строчек, в которых обвинял придворную знать и царя в убийстве пушкина. кто-то услужливо направил один из списков стихотворения николаю 1 с символической надписью “воззвание к революции”. за это “воззвание” лермонтов был сослан на кавказ, а само стихотворение долгое время находилось под запретом и только в 1856 году, оно было впервые опубликовано герценом в лондоне.
структура стихотворения отличается одновременно сложностью и стройностью композиции; несколько внутренне законченных фрагментов, имеющих каждый свою стилистику, объединены общим пафосом, подчинены общему развитию идеи. в стихотворении легко выделяются три относительно самостоятельные части. первая (33 строки) энергично вводит основную тему в ее особом, лермонтовском повороте: не просто гибель поэта, но убийство — неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету». лермонтов сумел во всей глубине выявить общий смысл трагедии («судьбы свершился приговор») ; отвергая «жалкий лепет оправданья» , он обвиняет как соучастников преступления всех врагов и гонителей «свободного, смелого дара» поэта.
вторая часть (следующие 23 строки) по своему интонационно-стилистическому строю заметно отличается от первой, теперь это скорбная элегия.
третью часть стихотворения, относительно самостоятельную в композиционном и интонационно-стилистичеcком отношении, составляют последние 16 строк — знаменитое «прибавление» . от элегии здесь не остается и следа. возврат к мотивам первой части стихотворения звучит уже во многом по-новому, на новом накале страсти и отрицания; отсюда усложненный синтаксис (особенно первых двух четверостиший) , предельная резкость контрастов, острая афористичность. обвинение здесь вырастает в проклятие.
характерное для «смерти поэта» сочетание элегического и ораторского начал (при решительном преобладании последнего) обусловило трудности в определении жанрово-стилистической принадлежности как последних 16 строк, так и стихотворение в целом: «политическая сатира» (ц. боричевский) , «политическая ода» (б. эйхенбаум) , «ода-сатира» (к. бархин) и др. ; ни одно из подобных определений нельзя признать исчерпывающим.
4-стопный ямб и простота строфической организации (преобладает четверостишие с перекрестной рифмовкой) - первая часть, вольным (4-5-6-стопным) ямбом - вторая часть.
Краткий анализ создания – 1837 год, написано на смерть александра сергеевича пушкина.тема – гибель великого поэта.композиция – написано в форме лирического монолога, совмещает разные по размеру и ритму строфы, объединённые общей идеей.жанр – симбиоз элегии и сатиры (эпиграммы).стихотворный размер – первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шести стопный.метафоры – “звон злата”, “чёрная кровь”,”торжественный венок”, “пустое сердце”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.эпитеты – “свободный смелый дар“, “дивный гений”, “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “грозный суд”.метонимия – “с свинцом в груди"стихотворение написано 4-стопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (4-5-6-стопным) ямбом, к которому лермонтов часто прибегал в своей лирике.
стихотворение было написано 28 января 1837 года (на следующий день после дуэли пушкина с дантесом) . через несколько дней после похорон пушкина к лермонтову пришёл его родственник камер-юнкер н. а. столыпин, который, выражая мнение “высшего света”, защищал дантеса и обвинял в случившемся самого пушкина. бабушка лермонтова так же считала, что “пушкин сел не в свои сани и не умел конями”, то есть, что пушкин сам виноват в своей гибели. возмущённый этими разговорами о причинах гибели пушкина, лермонтов прибавил к своему стихотворению ещё 16 строчек, в которых обвинял придворную знать и царя в убийстве пушкина. кто-то услужливо направил один из списков стихотворения николаю 1 с символической надписью “воззвание к революции”. за это “воззвание” лермонтов был сослан на кавказ, а само стихотворение долгое время находилось под запретом и только в 1856 году, оно было впервые опубликовано герценом в лондоне.
структура стихотворения отличается одновременно сложностью и стройностью композиции; несколько внутренне законченных фрагментов, имеющих каждый свою стилистику, объединены общим пафосом, подчинены общему развитию идеи. в стихотворении легко выделяются три относительно самостоятельные части. первая (33 строки) энергично вводит основную тему в ее особом, лермонтовском повороте: не просто гибель поэта, но убийство — неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету». лермонтов сумел во всей глубине выявить общий смысл трагедии («судьбы свершился приговор») ; отвергая «жалкий лепет оправданья» , он обвиняет как соучастников преступления всех врагов и гонителей «свободного, смелого дара» поэта.
вторая часть (следующие 23 строки) по своему интонационно-стилистическому строю заметно отличается от первой, теперь это скорбная элегия.
третью часть стихотворения, относительно самостоятельную в композиционном и интонационно-стилистичеcком отношении, составляют последние 16 строк — знаменитое «прибавление» . от элегии здесь не остается и следа. возврат к мотивам первой части стихотворения звучит уже во многом по-новому, на новом накале страсти и отрицания; отсюда усложненный синтаксис (особенно первых двух четверостиший) , предельная резкость контрастов, острая афористичность. обвинение здесь вырастает в проклятие.
характерное для «смерти поэта» сочетание элегического и ораторского начал (при решительном преобладании последнего) обусловило трудности в определении жанрово-стилистической принадлежности как последних 16 строк, так и стихотворение в целом: «политическая сатира» (ц. боричевский) , «политическая ода» (б. эйхенбаум) , «ода-сатира» (к. бархин) и др. ; ни одно из подобных определений нельзя признать исчерпывающим.
4-стопный ямб и простота строфической организации (преобладает четверостишие с перекрестной рифмовкой) - первая часть, вольным (4-5-6-стопным) ямбом - вторая часть.