И все-таки, как представляется, наиболее интересен поэт не в любовной лирике, а в элегических стихотворениях медитативного характера (латинское meditatio – размышление). Там, где он погружается в область метафизических раздумий о жизни и смерти, о течении времени и вечном круговороте времен года в природе. "Осень"; (1789), "Выздоровление"; (1789), "Волга"; (1793), "К соловью"; (1793), "Молитва о дожде"; (1793), "К Алине. На смерть ее супруга"; (1795), "Время"; (1795), "К бедному поэту"; (1796), "Меланхолия"; (1800), "Берег"; (1802). В каждом из этих стихотворений – своя индивидуальная лирическая тональность, каждое отмечено попыткой создать эмоциональную атмосферу под стать предмету изображения."Осень"; повествует об увядании природы, которое происходит каждый год с неотвратимой неизбежностью. Это увядание печально, но вовсе не трагично. Потому что с той же неизбежностью "все обновится весною";. Трагична участь человека. Ведь "хладная зима"; жизни продолжает приближаться к нему и весною. Природа угасает на малое время, а человек угасает навечно.