Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Для справки
Пётр Яковлевич Чаадаев.
П.Я. Чаадаев, с которым Пушкин познакомился ещё лицеистом в доме Карамзина, был одним из замечательнейших людей своего времени. Получивший блестящее домашнее образование 16-ти лет вступил в Гвардейский Семёновский полк, с которым проделал путь от Бородина до Парижа. «Чаадаев был красив собою, отличался не гусарскими, а какими-то английскими, чуть даже не байроновскими манерами и имел блистательный успех в тогдашнем петербургском обществе». Чаадаев был членом Союза благоденствия, но не проявлял в нём активного участия: Чаадаев охвачен жаждой славы – славы огромной. Неслыханной, славы, которая навсегда внесёт его имя в скрижали истории России и Европы.
Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему, уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству, требовал от Пушкина «в просвещении стать с веком наравне».
- «Жизнь, облагороженная высокой целью». За этими словами Пушкина стоит мечта о великом предназначении. Беседы с Чаадаевым учили Пушкина видеть и свою жизнь, «облагороженной высокой целью». Послание «К Чаадаеву» - свободолюбивое политическое стихотворение, близкое к идеалам декабристов.
- Какова композиция стихотворения?
- Докажите, что 1- часть написана в стиле и интонации печальной элегии.
Как начинается вторая часть? Меняется ли интонация?
- Образ какого человека стоит в центре второй части, отличается ли он от человека из первой части?
- С чем сравнивается стремление к свободе?
- Какие любовные образы вводит поэт? («томленье упованья», «минуты верного свиданья»).
- Что собой представляет третья часть?
- Каково, по-вашему, значение слова «честь»? Какова разница между словами «честь» и «почести»?
- Какое же значение приобретало выражение «Сердца для чести живы»?
- Как в стихотворении выражении надежда на лучшее будущее России?
- Каково значение использования местоимения «мы»?
- Каково значение образа «звезда пленительного счастья»?