стихотворение «гамлет» было закончено б. пастернаком после войны, в 1946 году. именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «доктор живаго» юрием.
мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «гамлет» юрия живаго.
лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «гамлет». толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. между тем, фразу «я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). ничем не напоминает эшафот, друзья?
но за что толпа собирается казнить «гамлета»? может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку»)? или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («прислонясь к дверному косяку»)?
чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («на меня наставлен сумрак ночи»). и даже звезды на небе против него («тысячью биноклей на оси»).
далее пастернак использует библейский мотив, взятый из евангелия. («если только можно, aвва oтче, чашу эту мимо пронеси»). лишь однажды иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.
лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. раньше он хотел жить, как все («и играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. и та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь»).
в последней строфе стихотворения «гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой. герой осознает, что будет непросто («жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («я один, все тонет в фарисействе»). при этом пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний
образ лирического героя. однако было бы глупо отождествлять лирического героя с юрием живаго, пастернаком, гамлетом или даже иисусом. перед нами – человек с большой буквы в контексте -культурного наследия человечества. перед нами – личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. и, в конце концов, перед нами современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.
стихотворный размер «гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «бородино» михаил лермонтов. рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).
стихотворение «гамлет» было закончено б. пастернаком после войны, в 1946 году. именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «доктор живаго» юрием.
мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «гамлет» юрия живаго.
лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «гамлет». толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. между тем, фразу «я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). ничем не напоминает эшафот, друзья?
но за что толпа собирается казнить «гамлета»? может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку»)? или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («прислонясь к дверному косяку»)?
чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («на меня наставлен сумрак ночи»). и даже звезды на небе против него («тысячью биноклей на оси»).
далее пастернак использует библейский мотив, взятый из евангелия. («если только можно, aвва oтче, чашу эту мимо пронеси»). лишь однажды иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.
лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. раньше он хотел жить, как все («и играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. и та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь»).
в последней строфе стихотворения «гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой. герой осознает, что будет непросто («жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («я один, все тонет в фарисействе»). при этом пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний
образ лирического героя. однако было бы глупо отождествлять лирического героя с юрием живаго, пастернаком, гамлетом или даже иисусом. перед нами – человек с большой буквы в контексте -культурного наследия человечества. перед нами – личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. и, в конце концов, перед нами современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.
стихотворный размер «гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «бородино» михаил лермонтов. рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).