Шаламов, рассказывая историю о том, как он нашёл в куче мусора детскую тетрадь с рисунками, хочет донести до читателей мысль о том, что в тоталитарном государстве жизнь маленького ребёнка находится в полной зависимости от власти. Именно она распоряжалась так, чтобы самые светлые годы его жизни не рядом с семьей, а в нечеловеческих грязных условиях заключения в бараке. На помятой, грязной, покрытой инеем бумаге были нарисованы многочисленные заборы, обвитые колючей проволокой, конвойные с ружьями и винтовками. Также автор обращает наше внимание на то, какой ребенку казалась природа во времена его заключения, изображенная в тетрадке. Даже она олицетворяла губительное влияние тоталитарного режима на маленьких детей. Безусловно, на эти рисунки наложила отпечаток среда, в которой жил ребенок. Также Шаламов справедливо назвал тетрадь «грозной», поскольку подобные «взрослые», сильные и глубокие картинки не могли появиться без причины в сознании малыша. Они зародились через призму его восприятия, пока он находился заключении. «Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме желтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего, синего неба». Однако последние три слова навевают на читателя позитивные мысли, так как, по мнению Шаламова, никакими зверскими унижениями невозможно погубить в детях доброе и светлое восприятие мира.
Шаламов, рассказывая историю о том, как он нашёл в куче мусора детскую тетрадь с рисунками, хочет донести до читателей мысль о том, что в тоталитарном государстве жизнь маленького ребёнка находится в полной зависимости от власти. Именно она распоряжалась так, чтобы самые светлые годы его жизни не рядом с семьей, а в нечеловеческих грязных условиях заключения в бараке. На помятой, грязной, покрытой инеем бумаге были нарисованы многочисленные заборы, обвитые колючей проволокой, конвойные с ружьями и винтовками. Также автор обращает наше внимание на то, какой ребенку казалась природа во времена его заключения, изображенная в тетрадке. Даже она олицетворяла губительное влияние тоталитарного режима на маленьких детей. Безусловно, на эти рисунки наложила отпечаток среда, в которой жил ребенок. Также Шаламов справедливо назвал тетрадь «грозной», поскольку подобные «взрослые», сильные и глубокие картинки не могли появиться без причины в сознании малыша. Они зародились через призму его восприятия, пока он находился заключении. «Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме желтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего, синего неба». Однако последние три слова навевают на читателя позитивные мысли, так как, по мнению Шаламова, никакими зверскими унижениями невозможно погубить в детях доброе и светлое восприятие мира.
Объяснение: