Анализ стихотворения ахматовой "родная земля" и "победа" по плану. 1.тема. 2.основная идея. 3. размер. 4. средства выразительности. 5. мое впечатление.
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Родная земля»
Анна Ахматова навсегда связала свою жизнь с Россией, не покинула страну, а покорно приняла все испытания. Она подвергалась цензуре, ее отказывались печатать, сына дважды арестовывали, а первого мужа расстреляли, но эти обстоятельства не угасили в ее сердце любви к своей стране. Она не захотела уезжать в Европу ни в 1917, ни позже, когда ее звал к себе Николай Гумилёв. Она не понимала, как можно обрести счастье в чужой стране и оставалась патриоткой до конца жизни. Чтобы донести смысл любви к родине, она напишет стихотворение «Родная земля».
Здесь нам показываются два значения слова «земля»: родина, на которой человек родился и живет и почва, которая нас кормит. Они не противостоят друг другу, а наполняют дополнительным смыслом и содержанием. В каждой строчке перекрестно раскрывается то одно значение слова «земля», то другое. Но для самой поэтессы эти два понятия едины и неразделимы, потому что одно невозможно без существования другого.
Отметим необычность стихотворного размера в этом произведении. Открывает стихотворение пятистопный ямб, сменяющийся трёхстопным анапестом, а последние две строки – четырёхстопный анапест. Для чего такое переключение ритма стихотворения? Чтобы разделить на разные эмоциональные части и логически закончить естественным выводом: «…ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею».
Стихотворение начинается строчкой: «В заветных ладанках не носим на груди». В старину землю называли Святая земля, носили на груди как оберег во время дальних странствий. Изменилось отношение людей к своей земле, после революции такое понятие как святость вышло из употребления, и все мистические свойства предметов подвергались опровержению. Родину стали любить как отчизну и родной край, а земле отводилась роль плодородной почвы, которая давала урожай.
Обращаясь к смыслу строк: «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Их модно объяснить следующим образом. Земля стала принадлежать всему народу, а не собственнику и отношение людей к ней стало другим. Несмотря на это каждый человек продолжал любить свою родину, был привязан к ней, отдавал жизнь за родину во время Отечественной войны, ни пускал на нее врага и проливал свою кровь.
Не только для самого автора, но и для многих людей, кто подвергся гонениям и преследованиям, жизнь на родине не была «обетованным раем», но в этом нет вины самой земли, а только людей, которые правят страной и меняют исторические события. А земля остается только грязью на обуви и «хрустом на зубах», она бездушна и проста, у нее есть физическая форма и она дает жизнь всему живущему и произрастающему на ней, ибо без нее эта жизнь невозможна. В последних строчках Ахматова передает неизбежность всей нашей жизни и наше единство с землей, которая станет нашим последним пристанищем. Но смерть превратит нас в эту же землю, которую мы топчем ногами, прах станет прахом, поэтому мы имеем право считать ее своей.
Анна Ахматова навсегда связала свою жизнь с Россией, не покинула страну, а покорно приняла все испытания. Она подвергалась цензуре, ее отказывались печатать, сына дважды арестовывали, а первого мужа расстреляли, но эти обстоятельства не угасили в ее сердце любви к своей стране. Она не захотела уезжать в Европу ни в 1917, ни позже, когда ее звал к себе Николай Гумилёв. Она не понимала, как можно обрести счастье в чужой стране и оставалась патриоткой до конца жизни. Чтобы донести смысл любви к родине, она напишет стихотворение «Родная земля».
Здесь нам показываются два значения слова «земля»: родина, на которой человек родился и живет и почва, которая нас кормит. Они не противостоят друг другу, а наполняют дополнительным смыслом и содержанием. В каждой строчке перекрестно раскрывается то одно значение слова «земля», то другое. Но для самой поэтессы эти два понятия едины и неразделимы, потому что одно невозможно без существования другого.
Отметим необычность стихотворного размера в этом произведении. Открывает стихотворение пятистопный ямб, сменяющийся трёхстопным анапестом, а последние две строки – четырёхстопный анапест. Для чего такое переключение ритма стихотворения? Чтобы разделить на разные эмоциональные части и логически закончить естественным выводом: «…ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно своею».
Стихотворение начинается строчкой: «В заветных ладанках не носим на груди». В старину землю называли Святая земля, носили на груди как оберег во время дальних странствий. Изменилось отношение людей к своей земле, после революции такое понятие как святость вышло из употребления, и все мистические свойства предметов подвергались опровержению. Родину стали любить как отчизну и родной край, а земле отводилась роль плодородной почвы, которая давала урожай.
Обращаясь к смыслу строк: «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Их модно объяснить следующим образом. Земля стала принадлежать всему народу, а не собственнику и отношение людей к ней стало другим. Несмотря на это каждый человек продолжал любить свою родину, был привязан к ней, отдавал жизнь за родину во время Отечественной войны, ни пускал на нее врага и проливал свою кровь.
Не только для самого автора, но и для многих людей, кто подвергся гонениям и преследованиям, жизнь на родине не была «обетованным раем», но в этом нет вины самой земли, а только людей, которые правят страной и меняют исторические события. А земля остается только грязью на обуви и «хрустом на зубах», она бездушна и проста, у нее есть физическая форма и она дает жизнь всему живущему и произрастающему на ней, ибо без нее эта жизнь невозможна. В последних строчках Ахматова передает неизбежность всей нашей жизни и наше единство с землей, которая станет нашим последним пристанищем. Но смерть превратит нас в эту же землю, которую мы топчем ногами, прах станет прахом, поэтому мы имеем право считать ее своей.