Детство будущего поэта, писателя и драматурга в родовом поместье его матери на Черниговщине, и набожная бабка постоянно водила Алексея Толстого в храм. Поэтому одни из самых ярких его воспоминаний этого периода связаны с церковной службой и колокольным звоном. Спустя несколько десятилетий, перебравшись жить в Санкт-Петербург, поэт подолгу любовался храмами северной российской столицы, которые вызывали у Толстого целую гамму чувств, подчас весьма сложных и противоречивых. Именно им посвящено стихотворение «Благовест», в котором автор отмечает, что звон колоколов «звучит так дивно и так уныло». Он навевает на поэта воспоминания о далеко не самом счастливом детстве без отца, который ушел из семьи практически сразу же после рождения сына. Слыша колокольный звон, поэт признается, что «непонятной томим тоскою», которая требует выхода в виде слез и покаяния, отречения «от дела злого».
Толстому действительно есть в чем каяться, так как его безупречная репутация придворного камер-юнкера запятнана связью с замужней женщиной, Софьей Миллер. Именно об этом судачит весь Санкт-Петербург, упрекая молодого графа в том, что он проигнорировал внимание к своей персоне со стороны первых красавиц, отдав предпочтение невзрачной женщине, обладающей лишь одним достоинством – блестящим интеллектом. Но на фоне раскаяния в душе поэта зарождаются и более глубокие чувства, которые дат ему силы противостоять светским сплетням и интригам. Алексей Толстой отмечает: «Мечтой чудесною через пространства я лечу небесные». В этот момент его мысли заняты женщиной, которая принадлежит другому, однако отказаться от нее поэт не в силах. Поэтому его покаяние при звуках колокольного звона сменяется надеждой, от которой «сердце радостно дрожит и тает». Правда, это длится всего несколько мгновений, пока «звон благостный не замирает», даря чувство умиротворения, счастья и душевного спокойствия.
Детство будущего поэта, писателя и драматурга в родовом поместье его матери на Черниговщине, и набожная бабка постоянно водила Алексея Толстого в храм. Поэтому одни из самых ярких его воспоминаний этого периода связаны с церковной службой и колокольным звоном. Спустя несколько десятилетий, перебравшись жить в Санкт-Петербург, поэт подолгу любовался храмами северной российской столицы, которые вызывали у Толстого целую гамму чувств, подчас весьма сложных и противоречивых. Именно им посвящено стихотворение «Благовест», в котором автор отмечает, что звон колоколов «звучит так дивно и так уныло». Он навевает на поэта воспоминания о далеко не самом счастливом детстве без отца, который ушел из семьи практически сразу же после рождения сына. Слыша колокольный звон, поэт признается, что «непонятной томим тоскою», которая требует выхода в виде слез и покаяния, отречения «от дела злого».
Толстому действительно есть в чем каяться, так как его безупречная репутация придворного камер-юнкера запятнана связью с замужней женщиной, Софьей Миллер. Именно об этом судачит весь Санкт-Петербург, упрекая молодого графа в том, что он проигнорировал внимание к своей персоне со стороны первых красавиц, отдав предпочтение невзрачной женщине, обладающей лишь одним достоинством – блестящим интеллектом. Но на фоне раскаяния в душе поэта зарождаются и более глубокие чувства, которые дат ему силы противостоять светским сплетням и интригам. Алексей Толстой отмечает: «Мечтой чудесною через пространства я лечу небесные». В этот момент его мысли заняты женщиной, которая принадлежит другому, однако отказаться от нее поэт не в силах. Поэтому его покаяние при звуках колокольного звона сменяется надеждой, от которой «сердце радостно дрожит и тает». Правда, это длится всего несколько мгновений, пока «звон благостный не замирает», даря чувство умиротворения, счастья и душевного спокойствия.