Анализ стихотворения
а.а.дельвиг - песня
ах ты, ночь ли,
!
ах ты, ночь ли,
бурная!
отчего ты
с вечера
до глубокой
полночи
не блистаешь
,
не сияешь
месяцем?
всё темнеешь
тучами?
и с тобой, знать,
,
как со мною,
молодцем,
грусть-злодейка
сведалась!
как заляжет,
лютая,
там глубоко
на сердце -
позабудешь
девицам
усмехаться,
кланяться;
позабудешь
с вечера
до глубокой
полночи,
припевая,
тешиться
хороводной
пляскою!
нет, взрыдаешь,
всплачешься,
и, безродный
молодец,
на постелю
жесткую,
как в могилу,
кинешься!
слова антона дельвига
музыка александра алябьева
у дельвига озаглавлено « песня» , что является, в общем, не заглавием, а обозначением жанра. в авторском тексте нет повторов "соловей мой, соловей, / голосистый соловей! " после каждой строфы, они введены для романса.
«соловей» впервые прозвучал в большом театре 7 января 1827 года в исполнении кумира московских меломанов петра булахова (сергея лемешева того времени) и вошел в репертуар самых и зарубежных исполнителей. современники пушкина слышали «соловья» в исполнении знаменитой прасковьи бартеневой, «оперным дивом» генриэттой зонтаг (ее даже называли «соловьем») , а в 40—50-е годы «соловей» стал коронным номером полины виардо, включавшей его во все свои концертные программы и в сцену урока пения в «севильском цирюльнике» , что вызывало шквал аплодисментов.
в. а. жуковский - добрый гений талантов - высоко ставил душевную способность дельвига не завидовать, понимать, сострадать, дарить свое внимание и добрую, чуть растерянную близорукую улыбку всем, кто его окружал..
творчество антона дельвига до сих пор малоизучено и полузабыто.
содержание его лирических песен всегда грустно: не сложилась судьба девицы, тоскующей о суженом («соловей мой, соловей…») .