Тема: Безответственное отношение к слову и к чувствам другого человека.
Идея: Нельзя шутить над чувствами человека, нельзя в шутку признаваться в любви, человек должен нести моральную ответственность за свои слова.
Сказано: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Молодой человек мучил Наденьку своим шутливым признанием в любви, но у неё всё сложилось благополучно: муж и трое детей. Герой же пребывает в одиночестве и тешит своё самолюбие мнением, что катание с ним с горы осталось для Наденьки самым прекрасным воспоминанием.
Проблематика: Подлинная сущность смелости и трусости.
Герой рассказа упрекает девушку в трусости и малодушии, так как она очень боится скатиться с крутой горы, что для девушки естественно, и ничего в этом постыдного нет. Тем более что она преодолела свой страх. Смелость молодого человека фальшива, он ребячится, он ведёт себя не как взрослый человек. Герой «напроказил», а об ответственности не думает.
Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Молодой человек пригласил девушку Надю кататься со снежной горки, очень крутой. Наденька боялась, но он её всё же уговорил. На спуске, когда в ушах героев остервенело выл ветер, рассказчик произнёс вполголоса: «Я люблю вас, Надя!». Но внизу молодой человек становится деланно равнодушен, и Наденька сомневается в источнике этих слов: кавалер ли сказал или ветер принёс? Она, терзаемая сомнениями, соглашается прокатиться ещё, и снова приятель её «шутит». Ей не удаётся определить источник слов, так как ветер силён, спуск её пугает, она не может сконцентрироваться. Тем не менее, Наденька привыкла к этим словам, как к морфию. Так продолжалось до самой весны.
Однажды вечером герой увидел, как печальная Наденька стоит на крыльце, он из-за забора вновь произнёс заветные слова, и девушка вскрикивает от счастья, протягивая ветру руки. А молодой человек идёт укладываться к отъезду. Позднее Надя вступила в брак, родила троих детей. Рассказчик, став старше, не мог объяснить, зачем он шутил, но самонадеянно утверждает, что воспоминания об их катаниях для неё самые трогательные и прекрасные.
Первая публикация рассказа А.П. Чехова «Шуточка» состоялась в марте 1886 года в журнале «Сверчок» за подписью автора — «Человек» без селезёнки». В 1899 году Чехов переработал рассказ перед изданием собрания своих сочинений. В результате переработки главный герой перестал быть остряком и приобрёл черты интеллигентности. Изменилась развязка: герой не женится на Наденьке, а навсегда уезжает из провинциального города.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Жанр произведения — рассказ. «Шуточка» небольшого объёма, задействованы только два лица, прослеживается одна сюжетная линия.
3. Название произведения и его смысл.
Почему Чехов назвал рассказ «Шуточка», а не «Шутка»? Название, как правило, отражает смысл произведения. В слове шуточка содержится оттенок пренебрежения, чего-то мелкого и даже низкого. Так можно назвать поступок, когда кто-то посмеялся над тем, над чем шутить не принято. В слове шуточка есть оттенок иронии, оно обозначает отрицательное явление.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Субъект повествования — герой рассказа. Повествование от первого лица предполагает субъективность в описании событий. Воспоминания рассказчика о не лишены самоиронии.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Безответственное отношение к слову и к чувствам другого человека.
Идея: Нельзя шутить над чувствами человека, нельзя в шутку признаваться в любви, человек должен нести моральную ответственность за свои слова.
Сказано: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Молодой человек мучил Наденьку своим шутливым признанием в любви, но у неё всё сложилось благополучно: муж и трое детей. Герой же пребывает в одиночестве и тешит своё самолюбие мнением, что катание с ним с горы осталось для Наденьки самым прекрасным воспоминанием.
Проблематика: Подлинная сущность смелости и трусости.
Герой рассказа упрекает девушку в трусости и малодушии, так как она очень боится скатиться с крутой горы, что для девушки естественно, и ничего в этом постыдного нет. Тем более что она преодолела свой страх. Смелость молодого человека фальшива, он ребячится, он ведёт себя не как взрослый человек. Герой «напроказил», а об ответственности не думает.
Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Безответственное отношение к слову и к чувствам другого человека.
Идея: Нельзя шутить над чувствами человека, нельзя в шутку признаваться в любви, человек должен нести моральную ответственность за свои слова.
Сказано: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Молодой человек мучил Наденьку своим шутливым признанием в любви, но у неё всё сложилось благополучно: муж и трое детей. Герой же пребывает в одиночестве и тешит своё самолюбие мнением, что катание с ним с горы осталось для Наденьки самым прекрасным воспоминанием.
Проблематика: Подлинная сущность смелости и трусости.
Герой рассказа упрекает девушку в трусости и малодушии, так как она очень боится скатиться с крутой горы, что для девушки естественно, и ничего в этом постыдного нет. Тем более что она преодолела свой страх. Смелость молодого человека фальшива, он ребячится, он ведёт себя не как взрослый человек. Герой «напроказил», а об ответственности не думает.
Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Молодой человек пригласил девушку Надю кататься со снежной горки, очень крутой. Наденька боялась, но он её всё же уговорил. На спуске, когда в ушах героев остервенело выл ветер, рассказчик произнёс вполголоса: «Я люблю вас, Надя!». Но внизу молодой человек становится деланно равнодушен, и Наденька сомневается в источнике этих слов: кавалер ли сказал или ветер принёс? Она, терзаемая сомнениями, соглашается прокатиться ещё, и снова приятель её «шутит». Ей не удаётся определить источник слов, так как ветер силён, спуск её пугает, она не может сконцентрироваться. Тем не менее, Наденька привыкла к этим словам, как к морфию. Так продолжалось до самой весны.
Однажды вечером герой увидел, как печальная Наденька стоит на крыльце, он из-за забора вновь произнёс заветные слова, и девушка вскрикивает от счастья, протягивая ветру руки. А молодой человек идёт укладываться к отъезду. Позднее Надя вступила в брак, родила троих детей. Рассказчик, став старше, не мог объяснить, зачем он шутил, но самонадеянно утверждает, что воспоминания об их катаниях для неё самые трогательные и прекрасные.
Объяснение:
1. История создания произведения.
Первая публикация рассказа А.П. Чехова «Шуточка» состоялась в марте 1886 года в журнале «Сверчок» за подписью автора — «Человек» без селезёнки». В 1899 году Чехов переработал рассказ перед изданием собрания своих сочинений. В результате переработки главный герой перестал быть остряком и приобрёл черты интеллигентности. Изменилась развязка: герой не женится на Наденьке, а навсегда уезжает из провинциального города.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
Жанр произведения — рассказ. «Шуточка» небольшого объёма, задействованы только два лица, прослеживается одна сюжетная линия.
3. Название произведения и его смысл.
Почему Чехов назвал рассказ «Шуточка», а не «Шутка»? Название, как правило, отражает смысл произведения. В слове шуточка содержится оттенок пренебрежения, чего-то мелкого и даже низкого. Так можно назвать поступок, когда кто-то посмеялся над тем, над чем шутить не принято. В слове шуточка есть оттенок иронии, оно обозначает отрицательное явление.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Субъект повествования — герой рассказа. Повествование от первого лица предполагает субъективность в описании событий. Воспоминания рассказчика о не лишены самоиронии.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Безответственное отношение к слову и к чувствам другого человека.
Идея: Нельзя шутить над чувствами человека, нельзя в шутку признаваться в любви, человек должен нести моральную ответственность за свои слова.
Сказано: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Молодой человек мучил Наденьку своим шутливым признанием в любви, но у неё всё сложилось благополучно: муж и трое детей. Герой же пребывает в одиночестве и тешит своё самолюбие мнением, что катание с ним с горы осталось для Наденьки самым прекрасным воспоминанием.
Проблематика: Подлинная сущность смелости и трусости.
Герой рассказа упрекает девушку в трусости и малодушии, так как она очень боится скатиться с крутой горы, что для девушки естественно, и ничего в этом постыдного нет. Тем более что она преодолела свой страх. Смелость молодого человека фальшива, он ребячится, он ведёт себя не как взрослый человек. Герой «напроказил», а об ответственности не думает.